Свойства Гештальта 2

162.1

10. Гештальт нейрологичен. Мозг оперирует гештальтами – как нейронными конфигурациями. Память хранит информацию в виде гештальтов – целостных мультимодальных блоков.

 11. Нейрология гештальтирует.

Напомню эксперимент, который я уже описывал:

Людей поместили в комнату с лампочками, мигающими в случайном порядке. В скором времени испытуемые стали видеть в этом беспорядочном мигании организованные паттерны и начали обнаруживать определённые закономерности. И даже попробовали делать предсказания (причём небезуспешные) относительно того, какая лампочка мигнёт следующей.

В данном случае мы наблюдаем врождённую потребность и способность устанавливать связи между явлениями, группируя их в определённые структуры, то есть – гештальты.

Художник, Макс Эрнст придумал технику, которая стала одним из базовых методов сюрреалистов, получившим название – ФРОТТАЖ. Однажды он положил лист бумаги на деревянный пол и натёр его графитом. В результате чего получил интересный рисунок с выразительной фактурой. В данном случае прозорливость Эрнста проявилась в том, что он в разрозненных трещинах дерева увидел возможность рисунка. Гениальность же художника обнаружила тот фрагмент, где случайность трансформируется в композицию. В любом случае его мозг гештальтировал реальность.

Когда мы устанавливаем связи между разрозненными элементами, фрагментами, отрывками, обрывками действительности – мы гештальтируем реальность.

 

12. Действительность существует как данность. Она есть. Но реальность – гештальтируется.

 

13. Гештальт можно помыслить как Фрейм, если рассматривать его в качестве информационной модели. Фрейм способен быть воспринятым в качестве Гештальта, если подать его в форме симультанно воспринимаемой фигуры. (См. Гномон "Фреймы", п. 86)

 

14. Понятие Гештальт сопоставимо с понятием Архетип – в смысле, который имеет в виду Эрнст Юнгер ("Рабочий: гештальт и господство") – трактуя Гештальт как "нечто подобное платоновской идее, которая сама создаёт собственную форму, пребывающую в видимом пространстве, подобно оттиску, оставленному печатью". (Цит. по Ю. Эвола, "Рабочий" в творчестве Эрнста Юнгера).

Вот что пишет сам Юнгер ("Рабочий: гештальт и господство"):

"Иерархия в царстве гештальтов определяется не законом причины и следствия, а законом иного рода – законом печати и оттиска". И этот закон Юнгер считает более решающим, нежели закон причинно-следственных опосредований. И более того – придаёт ему тотально-универсальный характер:

"… Гештальт – это не новая величина, которую следовало бы открыть в дополнение к уже известным, но с того момента, когда глаза раскрываются по-новому, мир является как арена действия гештальтов и их связей.

Гештальт представлен и в единичном человеке, каждый его ноготь, каждый атом в нём – это гештальт. И разве наука нашего времени не начала уже видеть в атомах гештальты, а не мельчайшие частицы"?

 

15. Как уже было сказано (Гномон "Гипостазирование", 52), фундаментальное свойство человеческой психики таково, что она любое понятие, даже самое абстрактное, опредмечивает, превращает в образ, в фигуру. Понятно, что абстрактное мышление – это не конкретное мышление. Но, как и конкретное мышление, оно образно и предметно. Математика (даже алгебра) и философия перенасыщены предметными образами. Любая формула есть гештальт. Если есть Идея, то необходимо присутствует и Эйдос. И без эйдоса никакая идея невозможна. Но что такое эйдос, как не гештальт? Потому Гештальт – изначален и тотален.

 

16. "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1:18). И каждый видит его (как правило, мельком). Видит, но не узнаёт. И не придаёт значения. Чтобы увидеть нечто, это нечто должно перестать быть фоном и стать Фигурой. Когда мозг готов воспринять Фигуру, Фигура является. Боговоплощение и есть Божественное Гештальтирование. Воплотившийся Бог приходит и изгоняет торговцев из храма. Потом приходит Торговец, и из храма изгоняет Бога. (Подробнее о дихотомии Герой/Торговец – см. у Вернера Зомбарта). Если долго вглядываться в бездну (перефразируем Ницше), из Бездны начнут выплывать Фигуры.

Поэтому реализм – всегда сюрреализм. Потому реальность – константно сюрреальна.


30.10.18 (Вт)

 

Продолжение следует

Вернуться в раздел