4 игры
160.
Об игре как онтологической практике людей и богов было написано в гномоне "Отец и метафизика игры" (ч. 2).
Теперь рассмотрим четыре универсальных игровых паттерна, которые вывел Роже Кайуа в книге "Игры и люди" (все нижеприводимые цитаты приводятся оттуда):
1. Agon – состязание, соревнование, соперничество.
2. Alea – гадание, жребий. Здесь "судьба единственно и определяет победу".
3. Mimicry – миметизм, подражание, мимикрия, потребность играть чью-то роль. "Удовольствие здесь в том, чтобы быть другим или принятым за другого".
4. Ilinx (греч. "водоворот") – нарушение стабильности восприятия, транс, изменённое состояние сознание, оглушённость. "Головокружительное смятение чувств само по себе довольно часто является целью, к которой стремятся, - назову в качестве примера лишь упражнения вертящихся дервишей и мексиканских voladores".
Кайуа приводит следующую таблицу, из которой видно, как та или иная игра может проявиться в одной из трёх форм – Культурной, Институциональной, Искажённой:
Таб. 1. Классификация Р. Кайуа
|
Культурные формы на периферии социального механизма |
Институциональны формы, интегрированные в жизнь общества |
Искажение |
Agon (Состязание) |
Спорт |
Коммерческая конкуренция. Экзамены и конкурсы |
Насилие. Воля к власти. Хитрость |
Alea (Удача) |
Лотереи, казино Ипподромы тотализаторы |
Биржевая спекуляция |
Суеверие, астрология и т.д. |
Mimicry (Симуляция) |
Карнавал Театр Кино Культ кинозвезд |
Униформа, этикет, церемониал, представительские профессии |
Отчуждение, раздвоение личности |
Ilinx (Головокружение) |
Альпинизм, лыжи Воздушная акробатика Опьянение скоростью |
Профессии, занятие которыми требует преодолевать головокружение |
Алкоголизм и наркотики |
Таблицу можно расширить, соотнеся с играми архетипически значимые категории и символы:
Таб. 2. Игры, архетипически значимые категории и символы:
|
Стихии |
Масти |
Таро |
Agon (Состязание) |
Огонь |
♠ |
Мечи |
Alea (Удача) |
Земля |
♦ |
Денарии (Монеты) |
Mimicry (Симуляция) |
Воздух |
♣ |
Жезлы |
Ilinx (Головокружение) |
Вода |
♥ |
Чаши |
Некоторые эзотерические исследователи пробуют соотнести карточные (в т.ч. и таро) масти и стихии с определёнными психотипами и юнговскими функциями (мышление, эмоция, интуиция, сенсорика), но попытка подобной корреляции слишком линейна и механистична, потому мы "характерологию" не размещаем в дополнении к таблице Кайуа.
Представленные игры можно без каких-либо натяжек интерпретировать как онтологические (бытийные - базовые, до-сознательные) и экзистенциальные (осознаваемые) потребности, по природе своей – фундаментальные.
Агон – наглядно просматривается в работе нашего иммунитета (см. гномоны "Иммунопсихическая герменевтика", "Апология врага").
Мимесис (Mimicry) – через подражание, имитацию, отождествление происходит любое обучение. Вне мимесиса обучение невозможно. Это факт и биологии, и психологии.
Иллинкс – потребность в изменённом состоянии сознания – представляет собой потребность в нетривиальности, выходе из монотонной рекурсии, то есть является мотиватором к творчеству, а, стало быть, эволюционированию.
Алеа – с одной стороны являет собой работу инстинкта выживания – ибо: те особи имеют большие шансы выжить и самосохраниться, которые способны прогнозировать будущее. Подобный врождённый механизм великий физиолог Пётр Кузьмич Анохин определял как "Опережающее Отражение Действительности". У животных данный механизм работает как встроенная схема. У человека тоже. Но человек не всегда чувствует этот навигатор и потому прибегает к методу жребия, гадания, или построения таких символически-семанттических систем, которые древние греки обобщённо называли Дивинацией – "познанием воли богов", к которым относится, в частности, астрология. С другой стороны, Алеаторная практика тренирует символическое и синхронистически ориентированное мышление, позволяющее более глубоко и тонко познавать реальность, улавливая её нелинейные и нетривиальные композиции. Поэтому было бы неверно утверждать, как это делают лениво мыслящие комментаторы, что гадание и дивинаторика есть лишь удел архаического человека. Альберт Эйнштейн, в частности, с ними не соглашался, заявляя, что "астрология – это наука, несущая озарение".
Вот, как размышляет о гадании великий математик, основоположник теории катастроф, Рене Том:
"Потрясает тот факт, что все старые и современные техники угадывания будущего основываются на следующем принципе: локально изучается некоторая обобщённая катастрофа (кофейная гуща, линии руки, комбинация карт, форма птичье печени и т.д.) и по соответствующему изоморфизму морфология этой катастрофы связывается с обстоятельствами и проблемами клиента. В той мере, в какой динамика морфогенеза и динамика, управляющая человеческими ситуациями, могут содержать изоморфные события, этот метод не является абсурдным, и одарённый ясновидец может уловить ценные подсказки". (Р. Том. "Структурная устойчивость и морфогенез").
В связи со сказанным не вызывает недоумения тот факт, что в практику современного психологического консультирования инкорпорируются такие "диагностические" инструменты как Таро, Ицзин или астрология (репрезентирующаяся как астропсихология). Впрочем, в своей клинической работе их успешно применял ещё Карл Густав Юнг.
Полагаю, что такие фигуры как Эйнштейн, Том, Юнг заслуживают большего доверия, нежели лениво мыслящий, но бойкий и ретивый местечковый "борец с лженакой".
В качестве медитативного практикума читателю можно предложить следующее упражнение:
Вытащить из колоды обычных игральных карт четыре туза (туз нумеруется единицей и потому символизирует собой начало, импульс, вход, In-Lusio – вступление в игру).
Перетасовать вытащенные карты, и вытянуть наугад одну.
Масть укажет на доминирующую потребность в той или иной онто-игре:
Пиковая – Агон
Бубновая – Алеаторика (предсказание, жребий, синхрония и т.п.)
Трефовая – Мимесис
Червовая – Иллинкс.
Задаться вопросами:
- насколько выбранная масть соответствует насущной потребности (настроению)?
- насколько выбранная масть соответствует реально протекающей онто-игре?
- если в одном или в обоих случаях синхронии нет, можно попробовать сориентироваться на карту ("подсказка Оракула") и инициировать соответствующее состояние (настроение) или действие
17.10.18 (Ср)
Продолжение следует