Фатумы и фабулы
142.
Фатум перестаёт быть абстракцией, когда материализуется в фабуле.
В таком случае распишем понятие следующим образом:
Fabula (лат.) – рассказ, фабула, пьеса
Actor (лат.) – Акторы
Topos – Топос - место.
Uniformitas – Унификатор
Modificatio - Модификатор
В данном случае Унификатор соотносит фабулу с тем классом (типом) фабул, к которой данная фабула принадлежит. Например, мы можем читать две совершенно разные книги, одна из которых – сказка, а другая представляет собой документальную историю. И там, и там – в совершенно различных по жанру повествованиях мы можем увидеть одно и то же действие – например, в сказке герой убегает от чудовища, а в реалистическом очерке – другой, не вымышленный герой, убегает от грабителя. В обоих случаях, при всём их несходстве, присутствует фабула "убегать".
Модификатор задаёт индивидуализированные признаки персонажам – внешность, черты характера и т.д
Раскладывая КАБ-методом содержание понятия "фабула", получим:
Fatum
Actor – участник фабулы, который производит действие (над актантом)
Basis (др.-греч.) – 1) основа, основание, 2) ход, шаг, 3) ритм, такт
Uniformitas
Lingua (лат.) – язык.
Actant (фр. – "действующий") – участник фабулы, над которым производится действие
Нетрудно заметить, что фатум и фабула в качестве стартовой смысловой точки имеют функцию.
Но, если в фатуме функция определена (задана) как некое правило, то в фабуле она обретает своё зримое, непосредственно материализованное воплощение.
Традиционно фабула определяется как фактическая сторона повествования, выстроенная в хронологическом порядке. Формулировка интуитивно понятна, но не раскрывает сути понятия до конца.
В большей степени представленная дефиниция подпадает под понятие секвенции – последовательности событий.
После нашего разложение мы видим концепт фабулы более отчётливо и по аналогии с фатумом – также как целостное единство.
Итак – определение:
Фабула – это единство предопределённой функции, заданной участникам действия на определённой основе (базис), в определённом месте (топос) самими участниками, производящими (акторы) или претерпевающими (актанты) действие, представляемое посредством языка и обладающее заданным ритмом (базис).
Теперь уточним некоторые понятия, встретившиеся в определении.
Отличие актора и актанта наглядно выявится в следующих примерах:
Иван целует Марью.
Иван совершает действие, и он актор. Марья претерпевает действие (она не целует, но – целуема), Марья – актант.
Если в следующую секунду Марья даёт пощёчину Ивану, то Акт-Роли персонажей, соответственно, меняются. Теперь Марья становится актором (бьёт), а Иван – актантом (получает удар – претерпевает действие).
Инверсия Акт-Ролей является основным механизмом истории и историй.
В "большой" истории" подобная инверсия рассматривалась Гегелем в теме раба и господина, которые со временем меняются местами. Строчка интернационала "кто был ничем, тот станет всем", разумеется, выросла из почвы, удобренной Гегелем. И, если, как в булевой алгебре, "ничто" принять за 0, а "всё" за 1, то строчка песни как раз и описывает смену полярности функции: 0→1. Вилфредо Парето в своей теории ротации элит говорил практически о том же.
В "малых" историях хорошо известна фабула, когда преследователь сам становится на время преследуемым (полицейский, который гонится за злодеем, в какой-то момент и на какое-то время вынужден убегать от злодея – хорошо отработанная канва многих боевиков и детективов).
Акт-ролевая инверсия, не смотря на то, что кажется неким скачком, на своём микроструктурном уровне, проходит ряд этапов.
Сначала в системе (актор-актант) возникает некое Переходное Состояние – для глаза зрителя неуловимое, но способное быть ухваченным натренированным взором опытного наблюдателя.
Позаимствуем из кинетической химии значок, указывающий на переходное состояние: ‡ (Dagger) .
Тогда получим наглядную схему:
(Актор*Актант) ‡ ((Актор(Актант)*(Актант)(Актор)) † ((Актант(Актор)*Актор(Актант))
Здесь:
звёздочка * означает взаимодействие,
знак † (Dagger) - оператор перехода системы в иное состояние (в формулах квантовой механики данный знак ставится при транспонировании матриц с комплексным сопряжением. Говоря простым языком, транспонирование матрицы – это операция, когда строки становятся столбцами, а столбцы матрицы – строками. При акт-ролевых инверсиях происходит нечто подобное – "горизонтальная" позиция актанта становится "вертикалью" актора и наоборот).
На этом с акторами, актантами и сменой их ролей пока закончим, потому что это тема отдельного гномона.
И перейдём к языку.
Любая фабула рассказывается или показывается. Это очевидно. Она не может нами восприниматься вне языка. Тоже и столь же очевидно.
При этом под языком следует понимать любую знаковую проявленность. Таким образом, мы можем говорить, например, о языке образов, или образного представления (L-образ) и языке вербальном (L-слово) - то есть выражающимся через речь.
Языки способны переходить один в другой: L-образ ↔ L-слово.
Например, изображённый предмет Δ есть образ, выраженный на языке L-образ, который, переходя в язык L-слово, образует ряд смыслов: "треугольник", "греческая буква дельта", "символ стихии огня в алхимии", "символ симметрической разности в теории множеств", "символ изменения, приращения в математическом анализе".
На языке слов мы рассказываем свои истории.
На языке образов наши истории пишутся и снятся.
18.9.18 (Вт)
Продолжение следует