Онтоаналитика патосов. Метафизика Запрета

102.
Запрет – как понятие – относится к одной из модальностей.
Поэтому есть смысл начать с краткого обзора последних.
Модальность (лат. Modus – вид, способ) – вид высказывания, показывающий его соотношение с реальностью.

В логике ХХ века был открыт и разработан ряд модальностей:
АЛЕТИЧЕСКАЯ (AЛЕТ) – от греческого Aletycos – "истинный" (введена ещё Аристотелем).
Операторы: Необходимо (AЛЕТ+), Возможно (AЛЕТ=), Невозможно (AЛЕТ-).
На их основе К. Льюис построил модальную логику, аксиомы которой отличаются от аксиом классической логики и математики, которые строятся исключительно на AЛЕТ+ ("необходимо истинно, что 2х2=4", "необходимо истинно, что А тождественно А")
При добавлении оператора возможности (AЛЕТ=), высказывание приобретает менее жёсткую и категорическую форму: "возможно, что А тождественно А".

ДЕОНТИЧЕСКАЯ (ДЕОНТ) модальность (лат. Deonticos – норма). Разработал Герг фон Вригт.
Операторы: Должно (ДЕОНТ+), Разрешено (ДЕОНТ=), Запрещено (ДЕОНТ-).

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ (АКС) модальность (лат. Axis – ценность). Разработал А.А. Ивин
Операторы: Хорошо (АКС+), Нейтрально (АКС=), Плохо (АКС-)

ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ (ЭПИСТЕМ) модальность (греч. episteme – знание). Разработал Яакко Хинтикка.
Операторы: Знание (ЭПИСТЕМ+), Полагание (ЭПИСТЕМ=), Незнание (ЭПИСТЕМ-).

ТЕМПОРАЛЬНАЯ (ТЕМП) модальность. Разработал А. Прайор.
Операторы: Прошлое (ТЕМП+), Настоящее (ТЕМП=), Будущее (ТЕМП-)

Пространственная - ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ (ТОП) модальность. Разработал Г. фон Вригт.
Операторы: Здесь (ТОП+), Там (ТОП=), Нигде (ТОП-).

Существуют грамматические модальности, известные ещё как наклонения:
Изъявительное, или ИНДИКАТИВ (ИНД) – описывает некий факт, регистрирует его: "Я смотрю", "я читаю"…
Повелительное, или ИМПЕРАТИВ (ИМП) – пытается воздействовать на реальность: "Смотри", "читай"…
Сослагательное или КОНЪЮНКТИВ  (КОН)  – высказывает некое предположение: "я бы посмотрел"…

103.
Посмотрим, как библейский миф о творении и человеке можно воспринять в системе модальностей.

Бытие 1
"1 В начале сотворил Бог небо и землю".
ИНД / АЛ+
ИНД – описание, регистрация события.
АЛЕТ+: ибо для верующих – "необходимо истинно, что в начале сотворил Бог небо и землю".

"3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет".
ИМП – Императивное наклонение
ТЕМП- (Будет) → ТЕМП= (Свет есть – "стал"  - ТЕМП+ (свет "стал" как свершившийся факт и стал принадлежностью истории, т.е. прошлого)
4 И увидел Бог свет, что он хорош,,," (АКС+)

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма".  (АКС++)

Бытие 2
"15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть (ИМП),
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь".
ДЕОНТ-
Здесь мы впервые встречаем в явном виде формулу запрета
"18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному (АКС-); сотворим (ИМП) ему помощника, соответственного ему."

Бытие 3 (Партия Змей – Жена)
Ход Змея:
"1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" (АЛЕТ+?)

Сомнение в подлинности АЛЕТ+ имплицитно суггестирует к смене АЛЕТ+ на АЛЕТ-.
Никто не разъяснил, почему Змей был хитрее всех зверей полевых.
Однако, разгадка кроется в самой фразе.
Во-первых: Змей может говорить. И он говорит. Говорящий зверь (попугаи не говорят и не разговаривают, они имитируют) – уже подвох. Где подвох, там и хитрость.
Во-вторых, он говорит так, что мы не можем уловить, на каком слове его реплики стоит семантическое ударение. Ведь, слова, сказанные им можно акцентировать трояким способом:
Подлинно ли сказал БОГ? Смысл: "Действительно ли это сказал Бог, а не кто-то другой?"
Подлинно ли СКАЗАЛ Бог? – "А вы не ослышались? а вам не почудилось? Говорил ли Бог нечто подобное"?
ПОДЛИННО ли сказал Бог? – "Правду ли сказал Бог? Всю ли правду сказал Бог"?
Змей, по определению, хитёр. Если он хитёр, то он искусный манипулятор. Умный же мастер манипуляции не действует напрямую против авторитета. Следовательно, последний вариант ударения (ПОДЛИННО ли сказал Бог?) исключается.
Остаются два первых варианта, которые формально против Бога ничего не имеют и апеллируют к восприятию Жены, которое, будучи человеческим, способно ошибаться и даже – галлюцинировать.
Ход Жены:
"2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть (ДЕОНТ=),
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их  и не прикасайтесь к ним (ДЕОНТ-), чтобы вам не умереть."
Здесь мы видим чётко прорисованную конструкцию: ДЕОНТ- → АКС+: которая имплицируется так: "Если не нарушается запрет, то это хорошо".
Соответственно при инверсии возникает противоположная ситуация: "Нарушение запрета – это плохо". Чем в данном случае плохо? Тем, что нарушившего постигнет смерть.
Введём условное обозначение для Оператора Нарушения (или Оператора Инверсии) некой модальности. Пусть это будет знак тильды / с противоположным знаком (если был минус, то он меняется на плюс и наоборот).
Тогда получается запись в символической форме: ДЕОНТ-/+ → АКС-, что означает: Нарушение запрета приводит к плохому результату".

Ход Змея:
"4 И сказал змей жене: нет, не умрете",
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло".
Змей не отменяет запрета и не подстрекает на нарушение последнего. В его тактике мы не обнаруживаем ни одного императива. С другой стороны, он вводит отрицание – "нет, не умрёте". Тем не менее, данное отрицание не направлено напрямую против божественного установления – ведь, всё услышанное "от Бога" Женой могло быть её внутренним голосом (слуховой псевдогаллюцинацией, если угодно), а не божественным указанием.
Таким образом, в данной семантике - не факт, что Бог запретил есть плоды с дерева познания добра и зла. Но, если принять за пресуппозицию, что Бог желает человеку и жене его только хорошего, и при этом он знает, что, вкусив плоды, перволюди сами станут как боги, то можно сделать утверждение, согласно которому Бог как раз желает, чтобы они это сделали.

Ход Жены:
"6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел."
АКС+ (хорошо для пищи, приятно для глаз, вожделенно)
ЭПИСТЕМ+ (даёт знание).

Партия окончена.
В чью пользу мы не знаем, ибо в данной игре мы на обнаружили соперников.

104.
О том, что из себя представляет фигура Змея, мы не можем сказать ничего достоверного.
В ортодоксальной интерпретации (иудейской, христианской или иудео-христианской) Змей отождествляется с Сатаной.
Офиты (одно из направлений гностицизма) полагали, что Змей – это Христос, освободитель человека из плена тиранического, злого демиурга Яхве.
В Лурианской Каббале Змей являет собой "другую сторону" (Ситра Ахра), "теневую сторону" самого Бога.
В любой из версий делается акцент, что древнееврейское слово "нахаш" переводится не только как "змей", но и как "шёпот, нашёптывание".

Мы же сделаем акцент на другом.
Уберём термы "Бог" и "Змей", оставив лишь сюжетно-семантическую конструкцию первичного скрипта, в которой имеем: 1. Некую Высшую Инстанцию, 2. Человека, подчиняющегося этой инстанции, 3. Нечто Третье, вступающее в диалог с человеком.
Распишем функции.
Высшая Инстанция (Бог, Яхве, Демиург, Супер-Эго, Отец Царь, Начальство… - кто угодно) устанавливает запрет (Табу) и транслирует его Человеку.
Человек некоторое время подчиняется Табу.
Нечто Третье инициирует нарушение Запрета.
В конечном итоге, запрет оказывается нарушенным.
Далее, по библии, следуют санкции – проклятие Змея и отлучение (изгнание из рая) человека и его жены.
Но! именно отсюда (с места изгнания) и начинается история.
Вывод: любая история – как человечества (филогенез), так и человека (онтогенез) начинается с нарушения запрета – Табустрофы. (Термин ТАБУСТРОФА вводится по аналогии со словом "Катастрофа" – которое раскладывается на две части – Kata (греч. "вниз") и Strophe (греч. "поворачивать, вращать"). То есть ТАБУСТРОФА означает: Табу (полинезийскоке – "запрет") и Строфа - "отмена табу". В более широком смысле можно ввести понятие – ДЕОНТОСТРОФА – нарушение норм и нормативов.
Но что такое история человека? Это и есть его судьба.
Стало быть, судьба обретается тогда и только тогда, когда нарушается запрет. Мы знаем, что в основу библейского повествования положен деонтострофический сюжет.
В волшебных сказках завязка фабулы строится на нарушении детьми родительского запрета покидать пределы дома.
Соответственно, справедливо и обратное: нет нарушения запрета, нет и истории, а, значит, и судьбы.
Отсюда вытекает Аксиома Запрета: смысл и назначение запрета заключается в том, чтобы быть нарушенным.
Следствие Аксиомы Запрета: если нечто возводится в ранг запретительного закона, это нечто непременно обратится в свою противоположность, будучи нарушено и опровергнуто.

31.7.18 (Вт)

Продолжение следует

Вернуться в раздел