Онтоаналитика патосов. Фреймы

86.

Понятие фрейма (англ. frame – рамка) было введено в 1957 г. американским лингвистом Чарлзом Филлмором для объяснения того, как мышление взаимодействует с реальностью. В этом плане фрейм близок к понятию схемы, предложенному психологом Фредериком Бартлеттом в 1932 г.

 

Согласно Бартлетту, схема выстраивает переживаемый опыт в определённые представления, благодаря которым происходит организация вновь поступающей информации, сообразующейся с информацией уже имеющейся, что, в свою очередь, создаёт ментальные модели, на основании которых и происходит взаимодействие с миром.

Так, например, если мы видели за всю свою жизнь множество разных стульев, то имеем в уме представление о стуле вообще, то есть, формируем понятие "стул". Это понятие-представление и есть обобщённая стереотипная схема данного объекта - стула  или фрейм стула (по Филлмору).

Фрейм стула создаёт обобщение из всего множества стульев-объектов в виде того, что имеет ножки, сиденье и спинку. В таком случае фрейм позволяет отличать стул от табурета (то, что не имеет спинки) и от кресла (то, что имеет ещё и подлокотники). В данном случае возникло стандартное, стереотипное представление объекта.

Таким образом, фрейм есть структура знаний, представляющих набор информации об определённом фрагменте человеческого опыта, оформленном в виде стандартной (стереотипной) ситуации.

Фрейм обладает свойством как бы дорисовывать в уме то, что мы ещё не воспринимаем, конструируя объект как существующий. Входя в незнакомую комнату и ещё, не видя её целиком, мы уже знаем о наличии здесь четырёх стен, пола, потолка, окон – одного или нескольких, и минимум одной двери.

С другой стороны, фрейм развёртывает ассоциативную цепочку, связанную с неким понятием.

Услышав или прочитав слово "студент", мы соотносим его в пределах фрейма "высшее учебное заведение" со смысловым рядом: университет (институт), факультет, расписание, лекция, семинар, сессия и т.д.

Если при этом подобное ассоциирование рождает последовательность сцен – студент едет на занятия, сдаёт экзамен, общается с другими студентами, то фрейм такого рода, связанный с представлением развёртывающихся во времени ситуаций, становится скриптом (сценарием).

 

Фрейм может мыслиться как иерархическая структура, состоящая из вершинных уровней (представляющих так называемое ядро фрейма) и нижних уровней – слотов (от англ slot "паз", "отверстие").

Слоты (иногда их называют ещё терминалами фрейма) представляют собой своего рода пустые ролевые позиции, которые ассоциативно заполняются надлежащей информацией и превращают фрейм в носитель конкретного знания о действительности.

Американский программист Марвин Мински, развивший идею фрейма, традиционно рассматривая последний как структуру данных для представления множества стереотипных ситуаций, событий и объектов, а также их характеристик, признаков и свойств, предложил говорить о трёх типах слотов:

1. Именованные слоты, которые автоматически, "по умолчанию" заполняются данными. Например, во фрейме "четвероногое животное" заполняется слот "число конечностей", "наличие шерсти".           

2. Слоты  отношения КЛАСС / ПОДКЛАСС: "Четвероногое животное" – "Животное".  

3. Слоты родовой принадлежность фрейма, то есть на наличие у него родового или видового свойства: "Животное" – "Млекопитающее".  

4. Процедурные слоты отражают ситуации, связанные функциональными отношениями. Так, во фрейме "собака" значение слота "количество ежедневно потребляющей пищи" определяется как функция её размера, веса и возраста, соответственно представленных в слотах "вес", "размер", "возраст".

Наглядно фрейм удобно представлять в табличной форме с соответствующей нотацией:

Фрейм: Имя фрейма – Тело фрейма – Слоты.

Возьмём в качестве примера фрейм стула:

 

Имя фрейма →

Стул

Тело фрейма → Слоты →

Ножки

Сиденье

Спинка

 

Принципиально неважно, представлять слоты в виде столбцов или строк, та или иная форма выбирается, исходя из соображений удобства.

Представленную таблицу можно переформировать следующим образом:

 

Имя фрейма

Стул

Тело фрейма:

слоты

 

Ножки

Сиденье

Спинка

 

С учётом классификации слотов, таблицу фрейма можно разнообразить:

Имя фрейма

Стул

Именованные слоты

 

 

Ножки

Сиденье

Спинка

Класс / Подкласс

Мебель, предназначенная для сиденья

Принадлежность Роду

Мебель

Процедурные слоты

Отдых после ходьбы; сидение и т.д.

 

 

Фреймы могут быть связаны внешними отношениями с другими фреймами, составлять часть других фреймов или проецироваться на них, причём результатом такого проецирования будет наследование частями второго фрейма свойств и отношений первого.

Подобные взаимодействия фреймов и порождают то, что называется представлением знаний.

Понятию фрейма близки такие понятия как гештальт в гештальт-теории и семантическое поле в лингвистике.

С концептом гештальта фрейм согласуется в категории целостной структуры, а с семантическим полем – в плане ассоциативного пространства, создаваемого вокруг определённого слова.

Идея семантического поля заключается в том, что одно слово мотивирует множество сопричастных ему понятий, которые структурируются особыми унифицированными конструкциями знания или схематизациями опыта, что, собственно, и составляет сущность понятия "фрейм".

Данную мысль наглядно пояснил Филлмор: "Если мы хотим чётко выразить наше понимание названий дней недели и других связанных с ними слов, мы можем обратиться к единому фрейму интерпретации, который предполагает 1) понимание естественного цикла, порождаемого каждодневным кажущимся путешествием солнца, 2) знание стандартных способов вычисления того, когда один дневной цикл кончается и начинается новый, 3) знакомство с большим календарным циклом из семи дней, 4) принятую в нашей культуре практику связывать различные части недельного цикла с работой и досугом… Заимствуя язык гештальт-психологии, мы можем сказать, что предполагаемый базис знания и практики – сложный фрейм, стоящий за этой областью словаря, - являет собой основание образа, который может быть представлен любым из отдельных слов. Такой фрейм образует особую организацию знания, составляющую необходимое предварительное условие нашей способности к пониманию тесно связанных между собою слов". [Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания, 1988].

При этом Филлмор рассматривал фреймы врождённые и усваиваемые из опыта или обучения, в том числе, обусловленного культурным архетипом.

 

Важным положением в теории фреймов является то, что тот  или иной слот, заполненный определённым признаком (в поверхностной структуре сознания это проявляется при употреблении слова или словосочетания), способен активизировать весь фрейм, хотя остальные компоненты данного фрейма могут быть и не задействованы. То есть, каждое употребление какой-либо речевой единицы представляет собой активацию целого фрейма.

Последнее свойство действенно проявляется в психоаналитической технике свободного потока ассоциаций, когда субъекта просят начать рассказывать "всё, что придёт ему в голову", не задумываясь и не оценивая критически проговариваемое, предложив в качестве мотиваторов ряд слов-стимулов. Реагируя на подобные слова, через ассоциативные ряды пациент "вытаскивает на поверхность" глубинные комплексы, представляющие собою источник его страданий.

 

Поскольку фреймы представляют собой глубинные структуры всего нашего опыта, их удобно использовать в качестве конструктивной семантико-лингвистической стратегии в практике трансформационных психотехник.

Если некто заявляет о наличии проблемы, то полезно себе представлять, что речь идёт не только о высказанной проблеме, но и подразумевается при этом вполне сформированный фрейм, который в данном случае вполне уместно обозначить как ФРЕЙМ ПРОБЛЕМЫ.

Получается правило:

Субъекты, испытывающие проблемы, испытывают их до тех пор, пока существуют во фрейме проблемы.

1-е Следствие из правила:

Пока субъект пребывает в Проблемном Фрейме, никакие его действия, тактики, стратегии, ходы – не приведут к решению и освобождению от проблемы, даже если на первых порах он и получит ощущения облегчения и чувство происходящих перемен. Кажущееся выздоровление в данном случае есть лишь симуляция здоровья.

2-е Следствие из правила:

Решение проблемы возможно лишь в случае выхода из Фрейма Проблемы. 

На вопрос – Куда после этого войти, можно ответить вариативно, в зависимости от того, как мы обозначим желаемое и желательное пространство. Поскольку, рядом со словом "проблема" мы помещаем слово "решение", то удобно новый контекст определить как ФРЕЙМ РЕШЕНИЯ.

Получается наглядно: в первом фрейме – есть проблема, нет решения, во втором фрейме – есть решение, нет проблемы.

Переход из одного фрейма в другой осуществим через трансгрессию.

Вспомним (см. соответствующую главу), что трансгрессия – это и есть выход за рамки (а фрейм и есть рамка).

Когда мы в рамках, мы можем делать очень много, но при этом делаем немногое, а получаем и вовсе сомнительные результаты, или результаты-симуляции, результаты-фейки.

Такой паттерн древнеиндийские философы обозначили термином – КАРМА.

   30.6.18 (Сб)

Продолжение следует 

Вернуться в раздел