Онтоаналитика патосов. Функция врага

63.
Принцип работы иммунитета явственно показывает:
1. У любой живой системы всегда есть враг. Последнее слово нет смысла забирать в кавычки, ибо этот враг существует буквально.
2. Враг живой системы проявляет себя как персекутор (преследователь) и персерор (внедритель).
3. Цель врага – захват системы и использование её в качестве территории для своего размножения (копирования, экспансии, клонирования).
4. Таким образом, враг всегда проявляет себя как агрессор – явный, тайный или латентный.
5. Возможность самосохранения (выживания) даже самой миролюбивой системы способна проявиться лишь в случае ответной агрессии с её стороны.
6. Готовность к агрессии является врождённой.
7. Радикальный способ самозащиты – только убийство – уничтожение врага. Если внедритель не будет уничтожен, сохраняется опасность его активизации. В медицине подобные состояния называются "дремлющими инфекциями" – развёрнутой симптоматики нет, но организм, всё равно, находится в состоянии грозящей ему опасности и продолжает "подтачиваться" изнутри чужеродным агентом.
8. Онтологически - враг системы появился вместе с системой. И, соответственно, исчезнет вместе с ней. Следовательно, враг – изначален и бесконечен, пусть и в пределах заданной конечности в интервале "начало – окончание".
9. С другой стороны мы можем констатировать неоспоримый факт эволюционирования систем, из чего следует:
10. Враг является стимулирующим фактором в развитии системы. В связи со сказанным – как не вспомнить Ницше?: "Что нас не убивает, то делает нас сильней".
11. То есть: при взаимодействии с врагом система – либо вырождается, либо мутирует, и в последнем случае переходит в новое качество своего существования. Можно сказать и так: враг обучает систему.

Такова фактология жизнедеятельности биологической системы.
Отличие человека от неё состоит в том, что при описании его проявлений привлекаются эмоционально нагруженные предикаты. Например, агрессия часто называется ненавистью. Так, если вирус гриппа садится на слизистую организма, вряд ли первый это делает с каким-либо чувством вообще, и чувством ненависти, в частности. У него нет чувств, только автоматизм программы. Вирус не сжимает кулаки и не корчит угрожающие гримасы. А, вот человек корчит и сжимает. Поэтому ненависть есть эмоциональное, личностное или коллективное выражение по сути своей безликой и внеличностной агрессии – как трансформационной силы мироздания в целом.

Получается, что человек изначально рождается во враждебной среде с целью своего развития и познания другого. Любовь не даёт такого познания. И друг не способен научить тому, чемуу может научить враг. Ненависть же вынуждает к познанию.
Д. Винникотт ("Использование объекта и устранение связи через идентификацию") обнаруживает ещё одно свойство, возможное лишь при наличии агрессии:
"Объект станет реальным, только если ненавидим; ребёнок может понять, что мир вокруг него реален только после своих неудачных попыток разрушить его".
Параллельно движется мысль О. Кернберга: "Садист-убийца – крайнее, но логическое выражение попытки проникнуть в другого человека, до самой сути его существования…" ("Отношения любви").

Если лишь враг может меня обучить, научить и заставить меня эволюционировать, то, почему бы мне не начать любить его?
Теперь мысль "любите врагов ваших" (Мф. 5:44) становится более понятной.

6.6.18 (Ср)

Продолжение следует

Вернуться в раздел