Гномон. Теория неврозов (Продолжение). ЭкстраВЕРность / ИнтроВЕРность

43.
Вертность – не характер и не психотип. Поэтому в течение жизни она способна меняться.
Мои многолетние наблюдения, как житейские, так и клинические, подтверждают это.
Латинское слово Vertо означает "поворачивать", "направлять", "обращать".
Интро- ("внутрь") и Экстра- ("вне"), соответственно – внутреннее и внешнее.

Но, поскольку в психологии сложился стереотип, который пару Экстраверсия/Интроверсия рассматривает как характеристику, отражающую степень коммуникабельности субъекта – общительные экстраверты и замкнутые интроверты, мы несколько модифицируем термины, чтобы акцентировать онтологический нюанс, не смешивая его с психологическим.
ЭКСТРАВЕР (без "т" на конце) – тот, кто ориентирован на внешнюю реальность, независимо от уровня его общительности и проявляемого интереса к другим людям.
ИНТРОВЕР – ориентированный на иную (не внешнюю) реальность, независимо от уровня его общительности и проявляемого интереса к другим людям.

Но что есть вообще реальность? И может ли она быть не внешней?
Обратимся к этимологии
Слово "Реальность" имеет отношение к латинскому слову Res, которое буквально переводится – "вещь", "предмет", "обстоятельство", "факт", "дело", "имущество", "власть", "господство", "случай", "событие".

В то же время ничто не запрещает нам рассмотреть "Реальность" как двусоставное слово:
РЕ + АЛЬНОСТЬ, где
RE – 1. Обратное действие, 2. Возобновление, повторность, 3. Противодействие
AL: 1.Предлоги пространства: к, на, близ, у, при. 2. Предлоги времени: около, до. 3. Число, 4. Причина, повод, 5. Средство.
ALEA – 1. Игральная кость, 2. Игра в кости, 3. Азартная игра, 4. Риск, случайность.

То есть: АЛЬНОСТЬ = (AL*ALEA)

На выходе получаем:
Реальность есть игра (Alea), осуществляющаяся в пространстве и времени (Аl), где в качестве игроков выступают вещи, обстоятельства, случаи, события (Res), характеризующаяся повторяемостью действий и неизбежно связанных с ними противодействий (Re), возникающих в силу определённых причин и поводов (AL).
Вот уж, поистине, "мир играет человеком".

В добавлении к Verto есть смысл рассмотреть ещё ряд латинских слов из одного семантического поля:
Vere – "истинно", "правильно", "верно".
Vero – 1. В самом деле, действительно, ПОДЛИННО (почему данное слово выделено, будет понятно позже. – ЭЦ), 2 Безусловно.
Verum – 1. Правда, истина, 2. Справедливость, правильность.
Нетрудно в представленном ряду уловить сходство и с русским "вера", "верность".

Любой человек есть Вертор, и он направляется (вертирует) в ту или иную область (может быть, более точно сказать – Ареал, поскольку здесь есть созвучие с Реальностью), которая для него становится ВЕРной и приВЕРженцем которой он становится.
Экстраверный субъект, или Экстравер, в качестве истины принимает реальность, вещь, где и помещает, размещает своё "я".
Интроверный субъект (Интровер) направляется в сторону Транс-Реальности (за неимением более адекватного термина пока примем употреблённый, означающий – "через реальность") и инвестирует своё "я" в данном пространстве.

Из сказанного не следует, что инвестирование "я"  осуществляется тотально, речь идёт о некоем смысловом "центре тяжести", расстановке приоритетов.
В качестве простой иллюстрации приведём, пусть расхожие, но зато беспроигрышные примеры.
Учёный – Интровер – сосредоточен на внутреннем мире, в котором он настраивает свой мозг на получение информации, видений, инсайтов. После того, как открытие произошло, оно формализуется в текст, после чего передаётся в реальность в качестве публикации, доклада и т.п., где интроверный исследователь выступает уже в качестве экстраверном. Но, "погостив" во внешнем мире, он отбывает обратно в свой внутренний мир, который является для него его "домом бытия".
В свою очередь экстраверный функционер после активного взаимодействия во внешнем мире может интересоваться темами самопознания, "духовного роста" и т.п. И, опять-таки, погостив в мире внутреннем, он возвращается в свой дом, коим является для него реальность вещей, событий, фактов.

Напоминаю, что понятия интроверности и экстраверности больше имеют отношение к онтологическому профилю, нежели к психологическому. Вместе с тем, если задаться вопросом относительно того, какие характеры проявляют тяготение к тому или иному "онтотипу", то можно выявить определённые корреляции.
Экстраверный – синтонный циклоид, "безмятежно пребывающий среди вещей" (если перефразировать Бинсвангера), духовно несложная личность, предпочитающая форматировать свою жизнь в рамках модальностей "хорошо-плохо", "вкусно-невкусно", "приятно-неприятно", "красиво-некрасиво". Мышление конкретное, наглядное, уступает чувствам.
Представители среди художников: Рубенс, Ренуар.
Интраверный – чаще шизоид или шизотипический, мыслящий в модальности "истинно-неистинно", тип учёного, мистика, философа, пророка. Мышление абстрактное, символическое, превалирует над чувствами.
Представители среди художников: Леонардо да Винчи, Босх.

Хотя, повторимся, жёсткой привязки онтотипа к психотипу производить не стоит.

2.5.18 (Ср)
Продолжение следует

Вернуться в раздел