Энергия
«Наш мир погружен в огромный океан энергии, мы летим в бесконечном пространстве с непостижимой скоростью. Всё вокруг вращается, движется — всё энергия. Перед нами грандиозная задача — найти способы добычи этой энергии. Тогда, извлекая её из этого неисчерпаемого источника, человечество будет продвигаться вперёд гигантскими шагами».
Никола Тесла
Тесла – гений и визионер.
Он знал, о чём говорил.
Он знал, что такое энергия.
Знаем ли мы?
Термин «энергия» столь же неопределим, сколь и популярен, даже всенароден. Можно сказать, что он стал своего рода мемом, некой «мантрой», психосоциальным кодом, которым с удовольствием жонглируют все потребители информационной пищи с оккультной приправой – от «продвинутых эзотериков» до не особо мудрствующих профанов.
Слово вошло в огромное количество идиоматических оборотов и способов описания состояния человека. Например, мы говорим о ком-то – как обладающем «мощной энергией» («энергетикой») или, напротив – «вялом и неэнергичном» и т.д. В обиходе понятие «энергия» являет синоним силы, стеничности, алертности, способности к достижениям, мощи и даже власти.
Как-то выдающийся физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман однажды высказался:
«Важно понимать, что физике сегодняшнего дня неизвестно, что такое энергия».
Физике неизвестно. Хорошо, пусть физики с этим разбираются. Они это делают уже не первое столетие. И это вполне нормально для науки, ибо таковая и не может идти по ровной и накатанно-монотонной линии.
Но нас в контексте наших изысканий интересует не физика, а мета-физика – то есть, то, что, согласно Аристотелю, находится по ту сторону физики. А это – практическая психология в её самом глубоком и жизненно актуальном понимании.
Почему?
Дело в том, что науки «физические» (все естественные науки – собственно физика, химия, биология и т.п.) ориентированы на то, чтобы создавать и расширять зону комфорта человека и способствовать удовлетворению его растущих потребностей. Однако, никакая физика не может показать человеку путь к себе.
И, действительно, - что мне с того, что «Е равно эмцэ квадрат»? Что это даст моей душе? Как стимулирует работу духа и воображения? Хотя, это и научно (по крайней мере, признано догмой научным сообществом).
Но, с другой стороны, если я возьму «ненаучную» теорию мирового эфира, то смогу ощутить интенсивные переживания, направляющие меня на чувства моего единства со вселенной.
Поэтому я выделю как в отдельную категорию – «науки» метафизические, к которым отнесу: глубинную психотерапию (особенно, юнгианскую аналитическую психологию), корпус хорошо структурированных эзотерических дисциплин (система Гурджиева), направления трансперсональной (Станислав Гроф) и интегральной психологии (Кен Уилбер).
При этом напомню, что известные психотерапевтические школы ассимилировали в себе опыт не столько науки, сколько тех или иных направлений в философии. Так, например, Фрейд при создании психоанализа отталкивался от Шопенгауэра, а Юнг выстраивал своё здание аналитической философии, опираясь на труды алхимиков.
Да и в принципе – «научная психотерапия» - такой же нонсенс, как «научный атеизм» или «научное богословие».
И получается:
Физика – ориентирована на удовлетворение физических потребностей.
Метафизика – ориентирована на удовлетворение мета-физических (душевных и духовных) потребностей.
Душа по природе своей метафизична. На это указывал ещё Кант
Но – по порядку.
Начнём с экскурса в историю понятия.
Слово «энергия» впервые ввёл Аристотель, подразумевавший под ним действие.
В греческо-русском словаре (А.Д. Вейсман. Греческо-русский словарь) находим: ἐνέργεια – «деятельность».
Чуть дальше, в том же словаре – ενεργεμά – «дело», «способность творить чудеса», «самое чудо».
(Последнее определение интригует. Возьмём его на заметку).
Идём дальше.
У каждого слова есть своя этимология, которая указывает на его изначальный смысловой посыл.
Этимология слова «энергия» - в древне-греческом варианте – отсылает нас к комбинации: приставка эн (ἐν)- «в, внутри, внутрь» и основа «эргон» - работа.
«Эргон» напрямую соотносится с основами «Орг» (οργ), образующими понятия «Оргия» и «Теургия» (последнее - буквально – «божественная работа».
Оргия (Ὄργια) – первоначально означало «действо», которому придавался сакральный смысл - «священнодействие», «жертвоприношение» (А.Д. Вейсман).
В дальнейшем, сближаясь с фонетически родственным ὀργή (Оргэ) — «волнение души, возбуждение», понятие «оргия» приобретает чёткое мистериально-экстатическое значение.
Выпишем из вышеуказанного источника все слова, соотносящиеся с основой «Орг» (список сразу представлю в русской транскрипции):
Органэ – «рабочий», «деятельный».
Оргас – «плодоносная, девственная, невозделанная местность», «поляна», «священный участок Деметры и Персефоны».
Оргао – 1. «Изобиловать соками», «наливаться», «созревать». 2. «Пылать страстью», «находиться в страстном или возбуждённом состоянии», «сильно желать», «сильно стремиться».
Оргэ – «Пыл», «влечение».
Теперь кратко рассмотрим историческое движение понятия «энергия» по двум направлениям – физическому (то есть такому, которое имеет отношение к науке физике), и мета-физическому (то есть, относящемуся к тому, что за пределами физики – собственно психологии).
В 1807 году английский учёный-универсал Томас Юнг вводит в науку термин «энергия» взамен понятия «живая сила» и определяет энергию как скалярную физическую величину, показывающую, какую работу может совершить тело или какое количество теплоты выделить.
Но ещё какое-то время научный мир предпочитал оперировать понятием силы.
Юлиус Роберт фон Майер (25 ноября 1814 — 20 марта 1878) — немецкий врач, физик, химик, стоявший у истоков термодинамики, провёл исследования, суть которых изложил в 1841 году в работе «О количественном и качественном определении сил», содержащей положение, близкое по смыслу к закону сохранения энергии.
Майер ещё не применял термин «энергия», но вместо него употреблял понятие «сила».
Традиционно в то время сила понималась как некая эманация, исходящая от материи – Urkraft – «элементарная сила».
Спустя три года (1845) Майер публикует работу «Движения организмов и их связь с обменом веществ», где описывает свой проект как намерение «заполнить пропасть, разделяющую точную физику и физиологию».
Идеи Майера подхватил Людвиг Гельмгольц, спроецировав их в область физиологии.
В 1852 году Уильям Томсон (лорд Кельвин) закрепляет термин «энергия» и рассматривает последнюю в двух категориях – статической и динамической.
В 1853 году Уильям Ренкин, шотландский инженер – трактует энергию – как существующую в двух формах – потенциальной и кинетической.
Гельмгольц принимает новую терминологию и переформулирует свою концепцию силы в формате энергетической модели, лежащей в основе работы нервной системы и головного мозга.
Это то, что касается физики и физиологии.
Теперь о психологии.
Термин «энергия» принимают во внимание Йозеф Брейер («Исследование истерии») и Зигмунд Фрейд. Последний формулирует понятие «психическая энергия», и на этой основе строит всю свою гранд-теорию.
Ученик Фрейда, австрийский психоаналитик Вильгельм Райх, создаёт учение, базирующееся на понятии - Оргон (оргоническая энергия, оргонная энергия). Согласно Райху, Оргон представляет собой «универсальную энергию жизни», пронизывающую собой всё сущее.
С другой стороны, тему энергии своеобразно разрабатывал Вильгельм Оствальд (1853-1932), учёный и философ, нобелевский лауреат по химии.
Оствальд создал концепцию энергетизма («энергетической философии»), согласно которой единственной реальностью является энергия, а материя и дух представляют формы её проявления. Таким образом, энергия может быть рассмотрена как универсальная субстанция мира, и все явления мира могут быть сведены к изменениям и превращениям данной субстанции.
Психические процессы учёный определял также как энергетические. Энергетический подход Оствальд распространил и на сферы социальных и культурных явлений, а все явления человека и мира интерпретировал как процессы, «совершающиеся между энергиями».
Изложенная информация дала нам некое видение того, как в те или иные времена те или иные мыслители представляли собой то, что принято называть энергией. Но суть самого понятия всё равно от нас ускользает.
Попробуем подойти с точки зрения психосемантической.
В своей книге «Психотехника мета-возможностей или «Я» как Проект / (Психономика & Эргонетика) я даю следующее определение:
«Энергия – это невещественная субстанция, оказывающая воздействие на любые объекты – как вещественные, так и не вещественные и в той или иной степени меняющая их состояние.
Психическая энергия - это невещественная субстанция Субъекта (Наблюдателя), оказывающая воздействие на любые объекты – как вещественные, так и не вещественные и в той или иной степени меняющая их состояние.
В отличие от энергии физической (в том числе, биофизической, нейроэлектрической) психическую энергию невозможно зарегистрировать измерительным прибором.
Но мы говорим о ней как о факте на том основании, на котором говорим как о факте – о наличии эмоций (которые также не могут быть измерены приборами).
Основной вид регистрации психической энергии – показания других Наблюдателей – в контексте: ощущаемо – насколько ощущаемо».
Обобщая вышеизложенное, мы можем резюмировать:
1. У понятия «энергия» нет единственного унифицированного, канонического определения.
Ниже даю примеры дефиниций из разных справочников (то, что по запросу выдаёт Нейросеть):
«В словаре «Глоссарий.ру» энергия — это скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения материи и мерой перехода движения материи из одних форм в другие.
В Научно-техническом энциклопедическом словаре энергия в физике — способность производить работу.
В Философском энциклопедическом словаре энергия — одно из фундаментальных понятий современной физики, обычно определяемое как способность материальных систем совершать работу при изменении своего состояния.
В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона энергия — способность данной системы тел, находящихся в данных условиях, совершить некоторое, вполне определённое количество работы.
В ГОСТ Р ИСО 13600-2011 энергия — общая количественная мера различных форм движения материи.
В ГОСТ Р 53905-2010 энергия — продукция, являющаяся средством труда для выполнения работы, оказания услуги или предметом труда для выработки энергии другого вида».
2. Таким образом, «Энергия» есть собирательное понятие тех суждений или видений, которые предлагались разными авторами.
Теперь выберем сущностные атрибуты (то, что в определении идёт сразу после связки «это») из представленных примеров,
Что получится?
Энергия – это:
- «скаларная физическая величина»
- «способность»
- «общая количественная мера»
- продукция.
Пусто – с точки зрения наглядного представления. И получается, что во всех представленных определениях, кроме последнего, энергия предстаёт не действенным фактором мироздания, а некой абстракцией.
В самом общем виде можно дать такую формулировку – очень размытую, но интуитивно и чувственно понятную:
«Энергия есть Нечто».
«И это Нечто – такое, что способно действовать и воздействовать».
«И – как результат подобного действия и воздействия – возникает изменение в реальности (в ходе вещей)».
3. Поскольку мышление человека, сколь бы абстрактным оно ни было, в конечном итоге опирается на чувственные впечатления (на что указывал ещё Кант) и никак иначе функционировать не может, то в устраивающем нас с точки зрения практической работы, определении, должен присутствовать компонент, соотносящийся с сенсорной модальностью.
Для этого вполне подходит слово «субстанция». Оно знакомо телу.
И, кроме того, «субстанция» хорошо соотносится с количественными категориями – «много», «мало», «средне»…
Ещё один весьма важный момент – субстанцию можно вообразить.
4. Таким образом, выходя на определение энергии в общем, и психической энергии в частности, мы должны ориентироваться на такие факторы как:
- Наглядность (это можно представить)
- Сенсорная предметность (это можно ощутить)
- Переживаемость (на это можно эмоционально откликнуться).
- Образная ассоциируемость (это можно связать с метафорической цепочкой оказывающих влияние образов).
Вот, на выходе и получаем:
«Энергия – это невещественная субстанция, оказывающая воздействие на любые объекты – как вещественные, так и не вещественные и в той или иной степени меняющая их состояние».