Психономика-25
К идеям Психономики я подошёл в 1994 году (семь лет проработав в психиатрии и психотерапии), а в книге «Мастер самопознания», изданной в 1995 году (СПб, «Лань», 1995) применил сам термин и дал вводные положения данной системы.Первые контуры учения обрисованы мною в книге «Психономика или программируемый человек» (СПб, Лань, 1998).
В книге «Исцеление абсурдом» (М., АСТ, 2005) даю следующую формулировку:
«Термин «психономика» складывыается из таких понятий как Psyche - душа, nomos – закон, noos – дух. Тогда смысл получится следующий — психономика есть дисциплина, изучающая законы душевной деятельности в их сопряжении с феноменологией духа.
И подобно тому, как oikonomike (экономика) есть управление домашним хозяйством (oikos – дом), психономика — это искусство управления своим внутренним домом. Нам суждено в нем жить всю жизнь и потому нам следует ухаживать за ним. Таким образом, получается, что психономика — это искусство управления своим внутренним хозяйством, от состояния которого зависит состояние хозяйства внешнего.
Вместе с тем, не следует отождествлять ее с психологией, потому что интерес психономики распространяется не только на изучение закономерностей психического (psyche), но сфера ее исследований также устремляется и в область Мета — психического, то есть такого, что лежит за пределами душевной организации и управляет самой душой. Например, Судьба. И по определению – Дух (noos) и Закон (nomos).
Будучи в какой-то степени психотерапией — заботой о душе (буквальный перевод древнегреческого слова therapeo – «лечу», «забочусь»), психономика предстает и как психотропия, равно как и ноотропия (др.греч. tropos – поворот, направление) – поворот и направление к душе через постижение законов духа».
Применяя Психономику в своей практике врача психотерапевта, психолога, просветителя и консультанта в течение 30 лет, я накопил достаточно обширный материал, который даёт возможности при его обобщении, сделать следующие формулировки:
1. Психономика есть психофилософская система, которая рассматривает человека в его сопряжении как с психологическими факторами, так и с метафизическими реалиями.
Науки в ней столько – сколько в ней клинической психиатрии и экспериментальной психологии.
Философии в ней столько – сколько в ней апелляций к метафизическим учениям.
(Как пример «психономически-ориентированного» подхода может рассматриваться труд – Ричард Галлахер. «Одержимые дьяволом. Мой опыт психиатра с паранормальным»).
2. Психиномика разработала свой понятийный и терминологический аппарат, основные положения которого кратко привожу ниже:
- Метафизическое Поле – иррациональная составляющая жизни и судьбы человека, объяснение которой не укладывается в концептуальный аппарат традиционной психологии и психиатрии, равно как и психоаналитических моделей.
- Метафизический Двойник – понятие, интегрирующее то, что соотносится с древнегреческим понятием «Даймон» и юнгианским архетипом «Тень».
- Метафизический Актор – Человек, интегрировавший в себе -Метафизического Двойника, Эго (психическая часть личности), «Я» (метафизическая часть личности).
- Метафизический Континуум – некая Гипер-Реальность или Гипер-Система, которая располагается за пределами представлений и пониманий естественных наук и психологических парадигм. В традиционных представлениях – запредельные миры.
- Номос – установление, инициируемое в Метафизическом Континууме и транслируемое в мир как то, что интерпретируется в качестве определённого закона.
(Номосы ничего общего не имеют с пресловутыми и вульгаризированными «законами Вселенной», распространёнными в сети).
- Психоактивный текст – концепт, описанный в книге «Психоактивный словарь» (М. Яхтсмен. 2000).
3. Практическая цель Психономики – инициировать связь с Метафизическим двойником, определить свой индивидуальный Номос (как метафизический проект судьбы), сформировать самоидентичность в качестве Метафизического Актора и получить гностический ключ к постижению Метафизического Континуума.