Я и Эго

Из книги «Имагинатор»

 

В золотистом нимбе пчел

по дорожке старец шел

 

«Человек есть самовыражающееся Бытие. И с другой стороны наше существо взаимодействует один на один с Бытием. В том случае, если это взаимодействие гармонично и сбалансировано, то поддерживается целительное состояние целостности, которое принято определять как здоровье. Нарушение баланса приводит к разрушению целостности и порождает болезнь. Причиной такого нарушения является ЭГО.

Теперь остается выяснить, что же такое Эго и чем оно отличается от «Я».

Обратимся к остроумному замечанию Фредерика Перлза, который приводит тонкое различие между этими понятиями: выражение «я хочу признания» вполне можно заменить таким как «мое Эго нуждается в признании». Но замена «я хочу хлеба» на » мое Эго хочет хлеба» звучит довольно абсурдно.

Таким образом, становится очевидным, что «Эго» и «Я» — структуры отнюдь не идентичные.

«Я» — спонтанно, то есть свободно, аутентично, то есть равно себе и естественно, как естественен тот миг, когда ребенок произносит это слово, узнавая свое место в окружающем мире.

«Я» — и есть мир, концентрирующийся в точке своего самоопределения.

«Эго» — искуственно, пристрастно, претенциозно, амбициозно, чванливо и глупо.

«Я» — это момент истины.

«Эго» — точка абсурда.

 

ЭГО — ИСТОЧНИК ЧУЖИХ ЖЕЛАНИЙ.

ЭГО — ИСТОЧНИК СВОИХ ПРОБЛЕМ.

ЭГО — ИСТОЧНИК СВОИХ ПРОБЛЕМ ИМЕННО ПОТОМУ, ЧТО ОНО ИСТОЧНИК ЧУЖИХ ЖЕЛАНИЙ.

 

Почему так? Что за парадокс такой?

Все дело в том, что многие наши желания, которые кажутся нам нашими собственными, отнюдь и далеко не наши собственные. Они незаметно проникли внутрь нас в форме чьих-то установок и заняли соответствующие руководящие посты. И получается, что не мы ими, а они нами обладают.

Растет, к примеру, дитя. Растет и развивается, тихо, интимно и сокровенно общаясь со Вселенной. К нему подкрадывается сердобольная бабушка, гладит по головке и умильно лопочет:

- Внучек, если ты будешь плохо есть, то никогда не будешь большим и сильным. Ничего не оставляй на тарелке. В последнем кусочке — вся сила.

Ребенок, давясь проглатывает содержимое, которое кроме отвращения, иных эмоций не вызывает. Потому что хочет поскорее быть большим и сильным.

Строгий отец гулко вторит:

- Пока все не съешь, гулять не пойдешь.

Ребенок, как удав поглощает остатки остывшей пищи. Потому что побыстрее желает выскочить из-за стола и вырваться на улицу.

Обволакивающая нежностью, добрая мама экзальтированно щебечет:

- Кушай, маленький, кушай, а когда все скушаешь, получишь кое-что вкусненькое.

Ребенок обреченно кивает с набитым ртом и судорожно пытается протолкнуть непрожеванные массы в бунтующий пищевод. Потому что побыстрее жаждет получить нечто вкусненькое.

«Я» ребенка интуитивно стремится к движению. Его естественное желание — стать сильным, свободным и получать удовольствие. Но чужая воля блокирует эти природные стремления — оказывается, чтобы получить силу, свободу и удовольствие, необходимо много есть. В дальнейшем акт приема пищи превратится в акт символического поглощения.

И, превратившись во взрослого дядю (или тетю), маленькоре эго, став большим, заявит: «Для того, чтобы мне жилось хорошо, удобно, комфортно, мне необходимо поглощать много (здесь у каждого возможны варианты):

- нежности, заботы, ласки

- денег

- энергии

- сострадания

- помощи

- внимания

- вещей

- почитания

- секса

- еды, в конце концов.

 

Ах как слышен глас вопиющего ЭГО в пустыне опустошенного разума: «Я ненасытно и пожирающе»!.

И совсем нет ничего плохого, если человек зарабатывает деньги, любит секс, ищет внимания, нежности, заботы и ласки, стремится к самоутверждению. В данном случае вся беда заключается в том, что ничего этого он не получает! И ненасытное Эго, как коршун, терзающий печень Прометея, вопрошает: «Почему?! Почему у соседа это есть, а у меня нет?» и начинает ненавидеть тех, у кого это есть. Так ущемленное и ущербное эголюбие рождают ЗАВИСТЬ и АГРЕССИЮ.

Но возникает вопрос: почему же личность, так страстно алчущая этих благ, не получает их?

Вернуться в раздел