Онтоаналитика патосов. Карма-гнозис 2

88.

В самом общем виде Карма выступает как "естественный закон", означающих влияние совершённых индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь, определённую как в данной инкарнации, так и в последующих.
Практически все философские школы учитывали следующие факторы:
1) личную моральную ответственность человека за свои действия,
2) утверждение причинно-следственной связи между действиями и их последствиями – непосредственными или опосредованными,
3) превращение земного мира в место нравственного возмездия.

При этом идея Кармы связывалась и со свободой воли, что лишало данное учения оттенка фаталистичности, хотя последняя как факт и признавалась в понятии "Дайва" (судьба, рок). Но, вместе с тем, имело значение и "человеческое усилие" (Пуруша-кара) способное действие закона Кармы скорректировать (либо особого рода знанием – Джняна-марга, либо действием без привязанностей к его результатам – Карма-марга) и тем самым, достичь полного освобождения от перерождений (мокша, нирвана).
В некоторых версиях индуизма и буддизма рассматривалась идея о возможности исправления "плохой" кармы извне – путём передачи "заслуг" – от монаха к мирянину, от отца к сыну, от божества к верующему. Традиция Бхакти, однако, свидетельствует, что возможен и обратный вариант – когда передаётся отрицательная карма. Оба указанных варианта хорошо известны через пословицу – "с кем поведёшься, от того и наберёшься", а на языке психологии данный феномен носит название индукции, или "психического заражения".
Но основная линия философской традиции настаивает на том, что каждый человек сам должен "избывать" собственную карму. "Одиноким рождается живое существо, одиноким же умирает; одиноким оно поглощает плоды добрых дел и одиноким – дурных" (Ману-смрити IV.240).
При этом возможен эффект так называемых Синхронных карм (Васубандху, "Вамшатика").

На уровне частных деталей различные школы передают своё представление о карме в тех или иных вариациях.
Джайны трактуют карму как некий род тонкого вещества, состоящего из мельчайших частиц, которые "прилипают" к чистой по своей природе и способной к Всеведению, душе (джива), и держат её в "связанном" состоянии. Поэтому в данной интерпретации говорится о возможности "прилива" ("притока") карм, который запускается, как только душа начинает делать "промахи". Эти промахи следующие:
1) Невнимательные физические действия, причиняющие вред,
2) - Производство средств насилия и поддержание такового,
3) – Причинение вреда другим вследствие гнева,
4) – Вызванные горем и печалью действия, ведущие других к такому же состоянию,
5) –Убийство или иное причинение вреда любой части тела,
6) – Накопительство,
7) – Причинение вреда другим с помощью лжи,
8) – Смотрение на других с похотью,
9) – Соприкосновения с похотью,
10) – Наслаждение похвалой за своё богатство,
11) – Причинение вреда или убийство по долгу службы (по приказу других),
12) – Приказ подчинённым о причинении вреда другим,
13) – Действия, сопровождаемые уверенностью в собственной мудрости,
14) – Несправедливые слова о других,
15), – Невнимательное отправление естественных нужд,
16) – Отсутствие контроля над умом, речью и телом,
17) – Смакование сцен насилия, вообще – глубокая вовлеченность в происходящее,
18) – Действия, совершающиеся под влиянием лживости или жадности,
19) – Действия под влиянием гордыни или гнева,
20) – Любые действия, сопровождаемые страстью.

С точки зрения Будды кармичны только те поступки, которые совершены намеренно, и поэтому "инкриминируется" не только само действие, но и его мотив (четана). Действия же, которые в настоящее время совершаются непроизвольно, являются результатом прошлой Кармы, которая срабатывает, однако, не автоматически, а, исходя из условий своего "созревания" (доктрина Карма-пхала-випака).
Согласно указанной доктрине каждое действие живого существа инициирует процесс своего "созревания" (випака), который заканчивается появлением "плода" (пхала). Данная модель с её биоморфной метафорой объясняет, почему действие приносит свой плод не сразу после его свершения, а только спустя определённое время, порою весьма продолжительное – чтобы пройти трансформацию от состояния "семени" до вызревшего "плода", необходима известная длительность. Развивая данную концепцию, Патанджали говорит о Потенции Кармы, которая даёт свои плоды в определённых или неопределённых формах. В последнем случае допускается аннулирование неблагой (чёрной) кармы с помощью благой (белой), или же растворении неблагой кармы в благой – разумеется, с условием, если количество последней преобладает.

Вместе с тем, закон Кармы не действует, исходя из некоего баланса добрых и злых деяний.
ЗАКОН КАРМЫ КАСАЕТСЯ КАЖДОГО ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ДЕЙСТВИЯ, А НЕ ИХ СУММЫ. (Так говорят классические источники, а "баланс кармы" – это новодел). Что, в общем-то, поверяется простой очевидностью. И у человека с благополучной судьбой могут быть проблемы, а у "кармически отягощённого" – свои маленькие взлёты и радости.
Патанджали, (предположительно 500 гг. до н.э.) в своём учении предвосхитил современный психоанализ, создав теорию "Следов". Каждый "след" (самскара – запечатление, васана – первичное желание), записанный определённым действием или мыслью индивида в его тонком теле (сукшма-шарира), создаёт предрасположенность к аналогичному действию в будущем существовании. И наличием кармических "следов" объясняется также бессознательное в психике человека – аффекты, сновидения, реакции, иллюзии...

Зигмунд Фрейд в записи от 1987 г. ввёл термин – ПЕРВОСЦЕНА (URSZENE) – для обозначения травматического детского опыта, построенного в виде отдельных сценариев или сцен (Ж. Лапланш, Ж-Б. Понталис, 2010).
В 1915 г. у Фрейда появляется термин ПЕРВОФАНТАЗИЯ (URPHANTASIEN) – "типичные фантастические структуры (внутриутробная жизнь, первосцена, кастрация, соблазнение), которые с точки зрения психоанализа, организуют всю жизнь воображения независимо от личного опыта субъектов" (там же). При этом Фрейд настаивает на их филогенетической (исторической) подоплёке: "Возможно, что все фантазии, о которых нам ныне рассказывают в процессе анализа, некогда в первоначальный период существования человеческой семьи, были реальностью, что фантазии ребёнка лишь заполняют пробелы в индивидуальной истине посредством доисторической истины". Это означает, например, то, что фантазматическая кастрация ребёнка отражает тот факт, что некогда – в праисторические времена - кастрация действительно осуществлялась отцом.
И далее (в работе "Случай человека-волка") Фрейд делает вывод, согласно которому досубъектные структуры оказываются сильнее индивидуального опыта:
"Когда опыт не укладывается в унаследованную схему, он подвергается переработке.. Но как раз такие случаи и убеждают нас в независимом существовании этой схемы.
НЕРЕДКО МЫ ВИДИМ, КАК СХЕМА ОДЕРЖИВАЕТ ВЕРХ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОПЫТОМ".

Параллель - "самскары (запечатления), васаны (первичные желания) – первосцены, первофантазии" - прозрачна.

Представим эту параллель наглядно в виде схемы:
Патанджали:
След (Запечатление, Первожелание) – Карма – Экспрессия События
Фрейд:
(Первосцена. Первофантазия) – Невроз Судьбы (Schicksalsneurose) – Экспрессия События.

О Неврозе судьбы Фрейд говорит в конце 3-й главы "По ту сторону принципа удовольствия", приводя в пример пациентов, о которых можно подумать, что "их преследует судьба". Иногда он прибегает к понятию "принудительности судьбы", для которой характерны:
1) опыт, который повторяется, не смотря на то, что он неприятен субъекту,
2) данный опыт развёртывается по неизменному сценарию и
3) обретает форму рокового стечения обстоятельств, по отношению к которым субъект (и небезосновательно) чувствует себя жертвой (пример женщины, которая, разведясь с мужем алкоголиком, выходит второй раз также за алкоголика; другой пример: женщина трижды выходила замуж, трижды сталкивалась с болезнью своих мужей и трижды за ними ухаживала вплоть до их смерти).

Что сказали бы Будда или Патанджали, ознакомившись с теорией Фрейда о первосценах? Наверное: "это - о карме".

7.7.18 (Сб)

Продолжение следует

Вернуться в раздел