Онтоаналитика патосов. Отец и метафизика игры

68.
"Бог умер". – Однажды сказал Ницше. То, что он сказал, не ново. До него об этом говорили священные писания.
Бессмертие Бога не в том, что он не умирает. Бог – умирает.
Бессмертие Бога состоит в том, что он умирает, а затем воскресает.

Элоим из 1-й главы Книги Бытия, сотворив вселенную, "почил от дел" ("И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал". Быт. 2:2). В русском языке слово "почить" означает "умереть". По крайней мере, на протяжении всей дальнейшей повествовательной части Библии мы Творца уже больше нигде не встречаем. Со второй главы на арену выходит Яхве – тот, к которому применён глагол "создал" (но уже не "сотворил"). Но, судя по описаниям канонических текстов, Яхве больше подходит под характеристику "Сверхсущности", одного из участников разыгрывающейся на Небесах Космической Игры, наравне с другими сверхсущностями – архангелами, нежели Бога.

Но, с другой стороны, "почить" означает также – "успокоиться", "стихнуть".
Если следовать секвенции библейского повествования, то мы обнаружим внезапную, хотя, кажущуюся и постепенной,  инверсию "божественного поведения" – вначале Бог творил, затем "почил", потом – разрушал. Впрочем, если быть лингвистически точным, то правильнее говорить не "бог", а – "боги", ибо еврейское слово "элоим" есть существительное множественного рода.
В таком случае мы можем реконструировать картину, предполагающую в неопределённом изначалии некую органическую целостность (элоим), которая в дальнейшем рассыпалась, разделилась (расщепилась – подверглась схизису?) на ряд конкретных богов (элоах), некогда входивших в состав Элоим в качестве субличностей (конечно с приставной сверх-, сверх-субличностей).
И боги (отцы) стали соревноваться друг с другом.
Так начались первые Игры.
Игры соревновательного характера  древние греки называли – Agon.

69.
Таким образом, понятие "игра" стало ключевым как в истории "Неба", так и в истории "земли". Игра по сути своей, метафизична.

И, пожалуй, самыми употребительными идиоматическими выражениями являются те, что связаны с понятием "игра":
"Что наша жизнь? Игра!"
"Вся жизнь – театр, а люди в нём актёры".
"Театр военных действий".
"Военные игры".
"Такой-то (такая-то) в жизни моей играет значительную роль".
"Игра света и тени".
Один из наиболее знаменитых и влиятельных вариантов психоаналитически-ориентированной терапии (созданный американским психиатром Эриком Бёрном), опирается на ту же игровую тематику – "Игры, в которые играют люди".


70.

Собственно говоря, если быть этимологически и семантически последовательным, то придётся признать, что само по себе сущее и есть игра. Ведь слово "игра" является производным протоязыкового корня aig – "колебаться", "двигаться". А, поскольку всё колеблётся и движется (в соответствии с теорией, представляющей мир как многообразие волновых взаимодействий), то всё это и играет.
Поскольку мы затронули этимологический аспект, есть смысл рассмотреть его подробнее.
Йохан Хейзинга в книге "Homo ludens" (что буквально переводится как "Человек Играющий") в главе, посвящённой этимологии слова "игра", отмечает:
"Греческий язык использует для обозначения игровой сферы вообще не менее трёх разных слов. Первым приходит на ум слово paidia, самое близкое по смыслу. Этимология его совсем прозрачна; оно означает нечто относящееся к детям, но отличается акцентом от "ребячество, ребячливость". Впрочем, и paidia тоже не ограничивается полностью сферой детской игры. Вместе с производными от него (paizein) – "играть (paigma) и (paignion) – "игрушка", оно может означать многообразные формы игры вплоть до самых высоких и священных".
В связи со сказанным дополнительный нюанс приобретает евангельское изречение:
"если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18:3).
В греческом тексте употребляется слово paidia.
Таким образом, смысл фразы выявляет и ещё один подтекст:
"если не обратитесь и не будете в игре, не войдёте в Царство Небесное".
Из данного высказывания следует, что игра сама по себе таит в себе сакральную сущность. Даже если она и проявляется в формах привычных, вполне земных, доступных всем и каждому, то есть – профанных.
Таким образом, играя, человек реализует свою волю к Сакральному, свой инстинкт Сакрального.

71.
Воля к Сакральному – это воля к тому, чтобы стать Богом.
Инстинкт Сакрального – это инстинкт, который влечёт человека к тому, что выходит и выводит за пределы обыденной реальности, к тому, что "не от мира сего", о чём свидетельствуют весьма обильно проявленные в речи такие идиомы как: "неземное удовольствие", "райское наслаждение", "божественная красота", "на седьмом небе от счастья" и т.п.
В любом из этих случаев мы имеем дело с изменённым состоянием сознания, по сути и содержанию, представляющим собою переживания, которые часто обозначаются терминами – "транс", "экстаз", а в обывательской (профанной) лексике – "кайф".

В первую же очередь экстатические состояния вызывает игра.
Собственно, игра и существует для того, чтобы изменять сознание и вырывать его из рамок обыкновенности.
И положение дел таково, что любой нормостеник испытывает неисповедимую потребность в переживаниях трансперсонального уровня. Просто эти переживания он реализует в формах социального допинга – ток-шоу, экстремальных видах развлечений, туризме, массовых мероприятиях и даже склонности к насилию. Другое дело, что все подобного рода формы "самовыхода" и "самоосвобождения" оставляют профана на его механистическом, отформатированном уровне матрицы среднестатистичности, которую он воспринимает как настоящую жизнь, "нормальную жизнь", "жизнь, как у других", но подсознательно которую ненавидит, поскольку, так или иначе, ощущает её конечность и подверженность распаду.
В конце концов, некоему менеджеру среднего звена надоедает числиться в разряде "офисного планктона" с его человеческими, слишком человеческими ценностями, и он отчаянно погружается в мир "Бойцовского клуба".
Человеческая деструктивность учиняет погром тщательно смонтированному и отрационализированному конструктивизму, но – в силу тоски по Запредельному.
Трагифарс обывателя заключается в том, что при своих тайных амбициях быть Богом (любая претензия на власть, даже над собакой, – это всегда претензия на то, чтобы быть Богом), он остаётся буратиноидом – марионеткой, ведомой неким кукловодом.
Об этом пишет современный эзотерический мыслитель Джаммария Гонелла ("Эта неизвестная алхимия"):
"В жизни человек подобен буратино или, если предпочитаете, марионетке (Суть не меняется), поскольку его поведение, его способ бытия зависит от рук и ниточек, которые им движут и его обуславливают, определяют его действия, и всё это без его ведома".
Сам по себе тезис не нов и достаточно подробно муссировался ещё в гурджиевской школе. Но итальянский алхимик даёт ему интересное развитие. Джаммария говорит о Над-личностной "Силе", которая "олицетворяется и воспринимается посредством фигур богов". Герметический философ продолжает: "иначе говоря, те руки и те нити, которые управляют человеческим существом как марионеткой, выступают в качестве богов и богинь, то есть, в свою очередь, масок, под коими скрывается и через кои проявляется Сила".

72.
Таким образом, боги проявляют себя не только в отдельном индивидууме, субъекте, но и в коллективах, движениях толп, масс, судьбе стран, народов, обществ, государств. Также боги выступают "детерминантами этических, философских, религиозных, политических, эстетических смыслов и так называемых ценностей".
Иными словами гегелевский Zeitgeist "дух времени") есть влияние одного из богов, или элоимов (elohim).
Слово элоим (возможна транскрпиция – Алхим) терминологически раскрывает механику "небесных тайн", которые на земле становятся если и не "явным", то, безусловно, "проявленным". Вырастая из метафизической доктрины древней Мезопотамии и Египта, данное понятие, прорастает в смысловых ветвях онтологической парадигмы Книги Бытия.  
    На древнееврейском языке первый стих Книги читается:
"берешит бара Элогим…"
что буквально переводится как:

be    rē' šit    bara    Elohim
В    начале    сотворил    Боги

При этом, согласно богословскому воззрению, формальная грамматическая рассогласованность между глаголом "сотворил", указывающим на единственное число, и существительным "Боги", стоящим во множественном числе, отнюдь не является признаком личной неграмотности того, кто записал этот стих, но представляет собой внутренне и сущностно вполне адекватную форму для выражения мысли, которую с помощью логически тривиальной грамматики выразить затруднительно.
Данное отклонение от языкового стандарта (узуса) выражает желание увидеть Божественное не плоско линейно, но стереоскопично.
Мнения интерпретаторов относительно данного стиха расходятся. Одни толкователи говорят, что такая форма выражения подчёркивает то, что Бог один, но представлен в трёх ипостасях (Отец, Сын, Святой дух). Другие исследователи Писания видят в данной фразе указание на некий "коллектив, который действует как одно целое". С точки зрения анализа текста Ветхого завета, последнее мнение выглядит более логичным.
Дело в том, что в Ветхом Завете присутствуют различные Имена Бога, и каждое из них выражает свой определённый контекст.
Так, имя "Яхве" или "Иегова", переводимое как "ГОСПОДЬ" или "БОГ" имеет отношение к личному, племенному Богу Израиля.
Имя "Адонай" (Adonai) близко по смыслу к значению "господин", которое может относиться как к Богу, так и к человеку и вообще любому существу, наделённому властью. Этимологически "Адонай" происходит от древнеегипетского "Атон".
Elohim (Элоим, Алхим) – слово, выражающее множественное число, и в зависимости от контекста может указывать на Бога, бога или богов.
Кроме того, Elohim соотносится с понятием "ангел", указывая на сверхъестественное существо.
В некоторых местах Библии выражение "сыны Божии" (Elohim) представлены как непосредственные участники "Небесного Совета", куда, согласно книге Иова, входит и сатана:
"И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана". (Иов 1:6),
"Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа" (2:1).  
Читая тексты "Ветхого Завета", нетрудно увидеть, что "Небесный совет" обсуждал и вопросы, касающиеся распределения между богами земных наделов. Так, например, во Второзаконии (32: 8-9) об этом говорится достаточно ясно:
"Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Божиих; ибо часть Господа (Яхве) народ Его, Иаков наследственный удел Его".
В синодальном переводе использовано выражение "по числу сынов Израилевых", однако в греческом тексте Ветхого Завета (Септуагинте) стоит – "по числу ангелов Божиих", что, в свою очередь, ассоциируется с Elohim.
Из Писания можно недвусмысленно увидеть, что в своё время Израиль видел в Яхве не столько Высшего и Единого Бога, сколько одного из Elohim. Доказательством сказанному могут послужить следующие отрывки:
"Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, Elohim твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Яхве, Elohim наш" (Суд. 11:24).
"Если Яхве возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою; если же – сыны человеческие, то прокляты они пред Яхве, ибо они изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию Яхве, говоря: ступай, служи Elohim чужим" (1 Цар 26:19).
Имена "чужих" богов также известны: у филистимлян это – Дагон, у Моавитян – Хамос, у сирийцев – Риммон, у израильтян же "свой" бог – Яхве.
Исходя из сказанного, становятся понятны слова Яхве, записанные в книгах "Исход" и "Второзаконие":
"И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим". (Исх. 20: 1-3).
"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим". (Втор. 6:7).

73.
Из фрагмента Книги пророка Даниила видно, что боги активно взаимодействуют между собой, в том числе, и военным способом. Даниил взывает к Богу о помощи, однако помощь приходит не сразу, и Яхве объясняет, по какой причине:
"Слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне". (Дан. 10: 12-13).
То, что сверхъестественная сущность (в данном случае, архангел Михаил) именуется князем, даёт повод заключить, что и "князь царства Персидского" являет собой не титулованную человеческую персону, но также сверхъестественную сущность – одну из Elohim. И из текста видно, что сущность эта по силе не только не уступает Яхве, но в какой-то степени даже и превосходит последнего, если тому понадобилась помощь со стороны князя-союзника (Михаила).
Фигура сверхъестественного князя упоминается и в Евангелии по Иоанну:
"Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон".  (Ин. 12:31)
"Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. (Ин. 14:30).
"Князь мира сего осужден. (Ин. 16:11).
Известно, что традиционное толкование выражения "князь мира сего" соотносится с рядом таких наименований, как – антихрист, дьявол, сатана. В любом из этих случаев речь также идёт о сущности не-человеческой природы. (Естественный вопрос – одно ли это лицо, или разные "персонажи", мы разберём позже).
В греческом тексте Евангелия слово, которое переведено как "князь" - archon, "архон", или "архонт") и дословно оно означает - правитель, начальник, вождь, глава, повелитель.
Данное слово есть производное от arche, "архе", "архэ" - начало; сначала, искони, первоначально, с самого начала; 2) начальство, правительство, высшая власть; власть, господство; 3) область, провинция, царство.
Если же мы сосредоточимся на Arche не как на обстоятельстве времени (начало, сначала), а на других его значениях – представленных под пунктами 2) и 3) вышеуказанного перевода, то получим ещё одно толкование известной формулы из Евангелия по Иоанну, которая привычным образом звучит так: "В начале было Слово" (Ин. 1:1).
На древнегреческом языке оригинала высказывание предстаёт следующим образом:
"Эн архэ эн о Логос"
Если стих начать переводить буквально, то получается дерево ветвящихся значений:
(en) – "в".
(arche - начало; сначала, искони, первоначально, с самого начала; 2) начальство, правительство, высшая власть; власть, господство; 3) область, провинция, царство.
(hen)– "было", но ещё и – "вот!"
ο – неопределённый артикль.
(Logos) - I: 1. Слово. Речь. Изречение. Приказание. Разговор. Беседа. 2. Условие. Договор. 3. Рассказ  4. История. Книга. 5. Положение. Определение. Учение. 6. Сущее. 7. Дело.
II: 1. Счёт. Число. 2. Рассуждение. Обдумывание. 3. Соотношение. Пропорция. Соразмерность.
4. Значение. 5. Внимание. 6. Намерение. 7. Творческий импульс.
III: 1. Разум. 2. Разумное основание. 3. Понятие. 4. Смысл. 5. Причина.

Поскольку из стиха явно следует, что источник Логоса располагается вне земной области, то, соответственно, "царство" и "правительство", о которых здесь говорится, также являются понятиями, связывающимися не с гео-графией, но с топографией Небесной. Достаточно известная новозаветная фраза "Царство небесное" говорит об этом прямо. Что касается "Небесного Правительства", то оно легко ассоциируется с тем, что мы рассмотрели в рассуждениях о "Небесном Совете".
Таким образом, формулировка: "В Небесном Совете Небесного Царства был (вот!) Логос" оказывается вполне релевантной, поскольку она ни на йоту не отступает от одного из вариантов буквального прочтения текста, то есть она – точна.
Свидетельство о существовании богов как сверхъестественных существ (элоимов, архонов) приводится и в Новом Завете, о чём свидетельствуют слова Апостола Павла в 1-м Послании Коринфянам:
"Ибо хотя и есть так называемые боги (Theoi), или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ (Kurioi) много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им." (1 Кор. 8:5-6).

Обобщим сказанное в следующей таблице: "Топографическая вертикаль"
Царство Бога    "один Бог Отец, из которого все", "один Господь Иисус Христос"
Единый Бог – непознаваемый, невидимый, не определяемый…
Царство Небесное    Небесный Совет: элоимы (архоны, князья, теои):
Яхве – элоим Израиля, Дагон - элоим филистимлян, Хамос -  элоим Моавитян, Риммон – элоим сирийцев.
Князь Персии, князь Михаил.Сатана
Царство Земли    Люди; боги (которые на земле).

На основе даже тех фрагментов (хотя их гораздо больше) из Ветхого Завета, которые приведены выше, можно сделать три вывода:
1) Боги между собой активно взаимодействуют, взаимодействие это неоднозначно и периодически носит характер соперничества. В целом характер этих взаимоотношений вслед за Джаммарией определим термином Ludus Deorum – "Божественная игра".
2) Каждый из богов заинтересован в привлечении людей на свою строну, под своё управление. Или выражаясь языком великого немецкого философа Эрнста Юнгера, каждый из богов пытается осуществить тотальную мобилизацию человеческого населения или отдельного человека. Такая мобилизация приводит к формированию так называемых Эгрегоров.
3) Взаимодействие богов, осуществляемое "наверху", непосредственным образом проецируется на землю и становится происходящим "внизу". Отсюда ещё один оттенок приобретает Герметическая формула: "Что на небе, то и на земле. Что наверху, то и внизу".

74.
Представленное выше – контекст и контент мужской души.
Мужчина, осознавший не просто свою власть, но власть в себе, становится отцом – в метафизическом смысле.
Чтобы понятия не смешивались, определим мужчину, зачавшего ребёнка как – биоотца. Отец и биоотец – не одно и то же. Биоотец не обязательно есть отец. Отец не обязательно есть биоотец (например, патриарх – Отец, но не биоотец). Отец, повторимся, - это тот, кто имеет власть и, прежде всего власть духовную, даже если он простой плотник, а не облечённая в сан, персона.
При помощи этой власти он должен "возделать землю", то есть не только влить в женщину свою сперму, но и трансформировать её – через семя логоса. И эту власть он должен передать сыну, инициировав его как отца, то есть последнего (последующего) сделать первым.
В противном случае мужчина подвергается психической кастрации.
И в этом, противном случае кастрируют его собственные жена и дети.
Бог может быть умершим, но Бог никогда не может быть кастрированным.

11.6.18 (Пн)
Продолжение следует

Вернуться в раздел