Гномон. Теория неврозов (Продолжение). Греза и бесконечность

25.
Человек реален в своих действиях, даже независимо от их действенности, но истинен в своей Грезе.
Истину же можно определить как константность – в отличие от правды, факта или точки зрения. Например. Закон всемирного тяготения – истинен, ибо никто его ещё не отменил, и в этом заключается его константность, равно, как и в том, что в любой точке вселенной данный закон работает постоянно. А, вот возникновение вселенной с Большого Взрыва истиной не является, представляя собой лишь версию, которая нынче и не всеми физиками признаётся.
Константность, в свою очередь, может быть определена через категорию непрерывности, непрерываемости, континуальности.
В человеке таковыми свойствами обладает лишь Бессознательное.
Бессознательное – континуально, сознание – дискретно, равно, как и речь, посредством которой сознание себя и проявляет.
И, если сознание – речь, то бессознательное – образ. А образ – это греза.
С другой стороны – как воспринимается непрерывность? Как бесконечность!

В связи со сказанным интересно рассмотреть теорию великого психоаналитика – Игнасио Матте Бланко, суть которой сводится к трём базовым положениям:
1. Происходящее в Бессознательном, воспринимаются как Бесконечное. К примеру, депрессия переживается именно как бесконечный процесс, и именно данный фактор сообщает всю глубину страдания и отчаяния тому, кто её переживает. Множество идиоматических оборотов и восклицаний свидетельствует о подобного рода "бесконечностях" – "когда же это закончится?", "бесконечная беспросветность", "бесконечно одно и то же", "бесконечное томление ожидания",  и т.п.
Но истинно бесконечное – это не сукцессивное (последовательное), а симультанное (одномоментное), ибо в бесконечности все времена сплетены в одно, и в нём не существует разделения на прошлое, настоящее и будущее, поскольку любое разделение – уже дискретность, прерывание, которые, по определению, имеют начало и конец. В наиболее явном виде "смешение времён" мы обнаруживаем в сновидениях – когда нам могут сниться события из далёкого прошлого (в том числе, и умершие родственники), легко взаимодействующие с фигурами из настоящего, и нечто, имеющее отношение к будущему (в предвосхищающих снах).
Итак, в Бессознательном время безвременно, то есть – бесконечно.
2. Бессознательное тотально устанавливает симметрию по принципу "всё равно всему", или "часть равна целому".
Посмотрим на две буквы: о и О.
Для сознания, которое работает в асимметризации, очевидно их неравенство: о < O.
А, вот, для Бессознательного они равны: о = О.
Сознательно я понимаю, что, допустим, вхожу в дверь или ем мороженое, а в логике Бессознательного действия происходят симметрично – дверь также входит в меня, и меня поедает мороженое. В этой же логике Бессознательное способно посчитать, что другой человек думает обо мне только потому, что я думаю о нём.
Человек, находящийся в состоянии психоза, может заявить, что его нога и есть он сам.
3. Дихотомия "Несправедливость / Справедливость". Пациент испытывает состояние, в котором переживает тотальную несправедливость по отношению к нему со стороны - родителей, мира, окружения, руководства, судьбы…  Таким образом, задачей терапии становится движение от несправедливости к справедливости с формированием понимания того, что жизнь – как система устроена разумно и справедливо (данное положение неплохо увязывается с теорией кармы, разработанной джайнскими мыслителями, нет?).

Опираясь на изложенное мы можем говорить о том, что страдалец живёт в "Бесконечном Тупике" и пребывает в одной большой проблеме, которая, по сути, является бесконечной. Он погружён в жуткое, макабрическое Реальное своей патологической грезы, которое в реальности проявляется монотонной дурной бесконечностью одного и того же круга проблем на скрипучей заезженной пластинке жизни, которая, хотя с определённой периодичностью и воспроизводит мелодии с мажорной тональностью, но последние, быстро иссякают, поглощаясь фоновым шумом томящей и гнетущей бесперспективности. Его периодические "просветы бытия" подобны мыльным пузырям – поиграв радужными оболочками, лопаются, обращаясь в крохотную склизкую мыльную лужицу.
Страдалец надеется на решение проблемы. Однако, тщетно.

Проблемы не решаются. Проблемы в принципе не разрешимы. Если кто-то вошёл в проблему, он вошёл в ловушку, из которой выхода нет.
Никакую проблему невозможно – ни решить, ни преодолеть, ни переступить через неё.
Карма? Фатум? Рок? Печать диагноза?
А что делать?

16.4.18 (Пн)
Продолжение следует

Вернуться в раздел