Гномон. Теория неврозов. Часть 7. Механизмы и функция любви

Итак: Если не инициирован Онтос, то будет актуализирован Патос.

Выдвинем гипотезу, согласно которой Онтос инициируется через Любовь и посредством механизмов Любви - с построением доказательства данной гипотезы.

Определимся с атрибутивным понятием.
Юлиус Эвола (Ю  Эвола, Метафизика пола) даёт определение через отрицание: латинское слово Amor (любовь) может быть представлено как двусоставное, где частица А- обозначает отрицание, и Mor – "смерть".
Таким образом, получается, что любовь в буквальном (буквально – в буквальном) смысле являет собой антитезу смерти. Отрицание же смерти есть ничто иное как Бессмертие.
Получаем на выходе: A-Mor = Бессмертие.
Отто Кернберг, исследователь весьма далёкий от Эволы, также высказал мысль, что в отношениях любви переживается бессмертие (О. Кернберг. Отношения любви).

Договоримся в дальнейшем использовать слово Амор в русскоязычном написании, представляя его в качестве термина, подразумевающего значение "Любовь". Тогда термин А-Мор (написание через дефис) будет означать "Бессмертие".

Теперь нам следует защитить себя от риска войти в метафизические спекуляции (здесь слово спекуляция не несёт никакого негативного оттенка, в науке под спекуляцией подразумевается абстрактное рассуждение, только и всего) о "бессмертии души", "вечности духа" и т.п., оставив таковые поэзии, богословию и философии.
В данном случае слова о любви должны быть не столько красивыми, сколько точными.

История Бога начинается с Логоса. ("В начале был Логос". Ин 1:1)
История человека начинается с Патоса.
Патос в данном случае рассматривается в категории Страдания. Психоаналитики (О. Ранк) говорят о первичной травме рождения.
Можно говорить и о Драме рождения.
Рождение человека – это и травма, и драма.
И, согласно психоаналитической теории, данная драма сопровождается тремя первичными страхами, которые фундаментальными инграммами впечатываются в человеческую душу:
1. Страх Уничтожения (смерти). Присутствует при самом моменте рождения. Известный афоризм гласит: "Рождение ребёнка – это смерть плода". То есть мы все – пережили ужас смерти – при появлении на свет. Физиологические исследования мозга новорожденного подтверждают данный тезис – волновая активность мозга представляет собой картину, характерную для психотического состояния.
2. Страх потери объекта. Инстинктивно младенец желает устремиться обратно в матку, в материнский Матрикс, но подобное желание не осуществимо. Однако, теперь сама фигура матери являет собой символическую репрезентацию матки – когда берёт ребёнка на руки, даёт ему тепло и пищу. Страх Уничтожения тем самым заглушается, дезактуализируется. Но – возобновляется, когда объект отлучается. А объект обречён отлучаться, ибо мать не может постоянно сидеть, обнимая дитя и насыщая его своим теплом и молоком. Инстинктивно понимая ценность матери как объекта, дающего жизнь, отсутствие этого объекта ребёнок начинает воспринимать как потенциальную угрозу своему существованию. И он боится его потерять.
3. Страх потери любви объекта. Формируется, когда появляется чувство, что помимо того, что объект является физическим обеспечителем зоны комфорта, он излучает нечто "нематериальное", и это невещественное воспринимается как глубокая ценность. Например, мать улыбается, нежно смотрит, говорит "хорошие" слова приятным мелодичным голосом. Подобный тип поведения впитывается (интроецируется) с той же готовностью и удовольствием, что и пища. Формируется материнский образ, который желанен не только тогда, когда мать кормит или гладит по телу. Соответственно, когда мать хмурится или становится рассеянно отчуждённой, драматические-травматические шевеления в младенческой душе возобновляются, открывая двери переживанию катастрофы, ужасу смерти.
Чувство брошенности, покинутости, одиночества – это эквиваленты смерти.

Сравнивая стадии 2 и 3, отметим очевидность, заключающуюся в том, что этап взаимодействия с объектом действует дискретно (ребёнок насытился, он доволен, уснул, но по пробуждении снова ощущает голод и тревогу, в результате чего цикл должен возобновиться), в то время как этап, на котором формируются отношения любви, проявляет себя в континуальности (ребёнок, запечатлев в себе образ матери, может хранить его как некий ресурс, помогающий ему пережить временное отсутствие любимого объекта).

Таким образом, исследуя самый ранний период человеческого развития, мы обнаруживаем, что Амор действует как А-Мор.
Иными словами, бессмертие переживается как отсутствие страха смерти.
И единственный механизм, способный обеспечить данное отсутствие – любовь.
С тех пор человек бессознательно, инстинктивно ищет бессмертия, проецируя это поиск, в том числе, и в религию, но найти его может только в любви.
Поскольку любовь в своём роде, в отличие, скажем, от материнской груди (объекта), имматериальна, имагинальна, то она и являет собой первый импульс, первый просвет – бытия, онтос.
Что и требовалось доказать.

Если младенец лишается пищи (стадия страха потери объекта), то под угрозу ставится его существование.
Если младенец лишается любви (стадия страха потери любви объекта), то под угрозу ставится его бытие.


19.
Когда ребёнок на стадии 3 формирует материнский образ внутри себя, он запускает механизм Нормальной Идеализации. По гречески "образ " представлен словом "Эйдос". Но от греческого "эйдоса" происходит и "идеал" (равно как и "идея").
При этом "внутренний объект" не является зеркальной, фотографической копией объекта внешнего. Он может модифицироваться, конструироваться в различных вариациях, то есть – подвергаться процессу, который принято называть творческим.
Выскажу предположение, что именно здесь начинается формирование так называемого Внутреннего Мира.
Допустим, мать на определённое время отошла и, таким образом, она не существует в поле зрения ребёнка. Но он знает, что она – Есть. Он переживает чувство "бытия матери". Вместе с тем, её эйдос – как образ, живущий внутри, даёт ему возможность спокойно переживать формальное одиночество, не чувствуя себя оставленным. И он переключает своё внимание на игровую активность. Дети спокойно способны играть в одиночестве.
Дональд Винникотт высказал мысль о том, что признак зрелой личности – способность к игре и к одиночеству.
Но данная способность возможна лишь в том случае, если у человека сконструирован Внутренний Мир (в дальнейшем для краткости будем обозначать его термином "Интромир").
Определить наличие или отсутствие Интромира можно по тому, насколько для человека характерно состояние скуки. Понятно, что если субъект (или пара, состоящая в отношениях) томится наедине, испытывает состояние скуки, и нуждается в дополнительных стимуляциях извне в виде развлечений и притока новых впечатлений, то в данном случае Интромир развит довольно скудно, или не развит совсем, или заблокирован, подавлен.
У взрослого человека, находящегося в состоянии психической зрелости, одиночество всегда переживается спокойно и плодотворно, ибо наполняется продуктивной "взрослой" игрой – творчеством и размышлением. И его Интромир позволяет ему это осуществлять.
Учитывая вышесказанное, мы без труда обнаруживаем связность бытия, любви и внутреннего мира.

Продолжение следует

Вернуться в раздел