Гнома 18. Воображение (Катехизис Капитана)

1
- Говорят, что нынешний человек утратил веру. – Нахмурились серьёзные и важные люди.
- Ничего удивительного. – Ответил Капитан. – Потому, что вера – это воображение.
Человек утратил веру, поскольку утратил воображение.
Современный человек лишён воображения. И ему скучно.
Оттого он одержимо озабочен всякого рода стимуляциями и стимуляторами – наркотиками, шопингом, сникерсами, аттракционами, культмассовыми мероприятиями, телесериалами, порно, etc.

Серьёзные и важные люди возразили.
– Неправда. Нынешнее время, наоборот, тяготеет к тому, чтобы максимально активировать творческий потенциал человека.
Вы только поглядите, - говорят, - креативные причёски, креативные блюда, креативная реклама, всевозможные школы по развитию правого полушария…
- Соглашусь только с тем, что нынче действительно существует тенденция щеголять словечком "креатив" и пихать его туда, куда смысл его и не заглядывал.
- Как так?! – Возмущаются серьёзные и важные люди.

- Предлагаю разобраться. – Ответил Капитан:

Что есть воображение?
Воображение есть способность представить то, что вне сферы представлений.
Сможете ли вы представить себе нечто такое, что до вас никто никогда не представлял?
Как бы вы ни напрягали свою фантазию, вы не сможете увидеть то, чего раньше не видели. Всё это уже было – в книгах, фильмах, картинах и картинках.
Чтобы мы ни рисовали в своём уме, мы не создаём ничего нового.
Мы не воображаем, но вспоминаем и комбинируем.
Мы путаем фантазии и визуализации с воображением. Это – подмена понятий.

Воображение как таковое, и то - в своих задатках, зачатках,  намёках, намётках - присуще лишь гениям.
Простой пример. Клод Моне увидел собор в Шартре так, как никто до него не видел. Увидел и изобразил. Он постиг, что одно и то же является совершенно различным  - утром и вечером. Публика, которая, естественно, лишена воображения, художника освистала.

Суть любого творчества – воображение, имагинация.
Имагинатор – творец – тот, кто мне, нам, миру показывает то, что никто не видел. И, тем самым, он представляет новое видение.

Поэтому, когда говорят о "креативных" -  причёсках, блюдах, рекламе и прочей потребительской продукции, совершают всю ту же подмену понятий.
Причёска, стрижка, укладка – никак не могут быть креативными, по определению. Потому что креативность – это творчество, а творчество – это, прежде всего, способность через силу воображения, создать (точнее – произвести) то, что не имеет аналогов.
Какую бы оригинальную причёску вы ни сделали, она всё равно, окажется повторением.
Потому что парикмахер (простите, стилист) – не художник, а оформитель.
Если повар смешает селёдку с авокадо, он не станет от этого художником. Он останется поваром.
Химик может создать креатив (синтезируя, например, новое вещество), повар – нет.

Теперь о школах, в которых "развивают правое полушарие".
Как его развивают?

- Путём активации образного мышления.  – Отчеканили серьёзные и важные люди.
- Что такое образное мышление?
- Мышление, способное представлять яркие, красочные, отчётливые видения.
- Что вы конкретно представляли?
- Ну… много чего… и космические океаны, и…
- Стоп, минуточку. Что вы представляли из того, чего вы не видели раньше – в картинах, картинках, книгах, фильмах и тому подобное?
-… Да, пожалуй, всё подобное виделось раньше.
- Тогда у вас развивали не креативное правополушарное воображение, а тривиальную левополушарную фантазию. Кстати – левое полушарие тоже способно визуализировать.
И если какой-нибудь старательный живописец выдаст очередную миллиардную "берёзоньку" или "сиреньку", то это отнюдь ещё не свидетельство того, что вам выдан креатив. Мамаши, не спешите записывать в гении своих усердных деток только на основании того, что они красиво перерисовывают лошадок с фотографий.

2
- Говорят, что сейчас мало любви. – Вздохнули серьёзные и важные люди.
- Ничего удивительного. Потому что любовь – это воображение.
Чтобы любить, нужно воображение. Человек без воображения, любить не способен.

Посмотрим, что происходит с людьми, когда они влюбляются друг в друга, когда между ними, как принято выражаться, "проскакивает искра".
Каждый из них, прежде всего, имагинирует другого.
Происходит активный выброс внутренних морфинов, которые и дают чувство опьянённости, экстатичности, экзальтированности.
Влюблённые грезят друг о друге, и именно эти биохимические феерии рождают то, что эмоционально проявляется как сказочность, очарованность, обворожительная заворожённость.
Но что потом?
Опиатные рецепторы нервной системы не могут работать бесконечно, ибо это приведёт к неизбежному истощению. Некий регулирующий отдел мозга, повинуясь элементарному инстинкту самосохранения, заявляет:
"Стоп. Хватит. Сказка закончилась. Опиум – строго дозировано и порционно".
И перестаёт поставлять опиум. Сказка заканчивается. Волшебство рассеивается. Очарованность - по "Инь-Ян"-схеме инвертируется в разочарование.
Поэзия с размаху влетает в прозу.
На утро герой обнаруживает прыщик на носу у своей избранницы и понимает, что у неё пахнет изо рта. Он начинает ощущать себя отрезвлённым.
Его принцесса превратилась в лягушку.
Возможно, она с первой встречи была лягушкой. Просто внутренние морфины на определённое время воображали её прекрасной принцессой.
Пока работал режим воображения, поддерживалась любовная история.
Любовь заканчивается, когда иссякает воображение. Точка.

3
- Как же нам развить своё воображение? – Смутившись, спрашивают важные и серьёзные люди.
- Воображение нельзя развить. Развить можно способность визуализировать, фантазировать, комбинировать.
Воображение нельзя развить.
Потому что оно не внутри нас, а вне нас.
Его можно только отыскать.
Можно отправиться на его поиски.
Но эти поиски осуществляются внутри нас.

Серьёзные и важные люди смутились ещё больше.
-Как же так? Как так – как мы можем искать внутри себя то, что лежит вне нас?
Мы этого не можем понять.
- Это ненужно понимать. Это надо вообразить. – Ответил Капитан.

Один из собеседников вообразил и стал Капитаном.
Другой вообразить не смог. Тогда он ушёл и сделался Серьёзным и Важным.

14.6.17 (Ср)

Вернуться в раздел