Жизнь как экстремальность. Подходы к парадигме Эргонетики

Во Вселенной есть два фундаментальных состояния, по крайней мере, доступных нашему наблюдению и представлению: энергия и материя.
Во Вселенной происходит два фундаментальных процесса, по крайней мере, доступных нашему наблюдению и представлению: превращение энергии в материю, и превращение материи в энергию.
Информацию пока не трогаем.
Во Вселенной постоянно что-то взрывается и постоянно что-то зарывается.
Взрывается материя, превращаясь в энергию.
И зарывается энергия — в косную материю.
Первое можно назвать Экстропией. Второе определено через достаточно известный термин – Энтропия.
Энергия определяется как способность совершить действие. То есть энергия – это прежде всего возможность. Но такая возможность, которая проявляется через ощутимую силу.

Примем на веру (попробуйте привести пример из любой области человеческого существования – от заверения рыночного продавца до научной теории, что не нуждалось бы в принятии на веру) официальную и наиболее популярную теорию возникновения вселенной – теорию Большого Взрыва.
Тем более, что данная теория вполне откликается на запросы и чаяния нашей души – мы хотим: взрывов сознания, прорывов в делах и творчестве, взрывных эмоций. Мы хотим взрывов!
В конце концов, и человек появляется на свет в результате хоть и местного, но «большого взрыва». Как ещё иначе обозначить оргазм? Оргазм – это Взрыв.

Итак. Вначале был взрыв. Оргазм Вселенной.

Вся энергия, спрессованная в одной точке, высвободилась и превратилась в поток.
Семя излилось галактиками со сперматозоидами звёзд.
И продолжает изливаться.
Вселенная разбрызгивается.
Вселенная фонтанирует.
Вселенная поллюционирует.
А все революции и эволюции – витки и водовороты перманентной поллюции.
Астрофизики называют этот процесс космической инфляцией.

Часть энергии превращается в материю – сначала тонкую, разреженную, вроде звёздного вещества. Затем тонкое вещество – уплотняется, прессуется. Становится инертным и косным. Превращается в камень. В могильный холм. В надгробие. В Мёртвое. Собственно говоря, когда вся энергия вселенной обратится в материю, тогда в прямом смысле и наступит смерть вселенной – тотальная энтропия, хаос, ничто…

В школе мы проходили биогенетический закон: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Онтогенез – это развитие одного отдельного человека, филогенез – всего человечества в целом.
Если мы расширим данный закон и выведем его за пределы биологии, мы поймём больше и об отдельно взятом человеке и об отдельно взятом человечестве:
Хомогенез («Человекогенез») есть концентрированное повторение Космогенеза.

Это значит, что судьба человека имманентна судьбе вселенной. И судьба вселенной имманентна судьбе человека.
Впрочем, данное положение не ново. Вспомним известный герметический принцип, согласно которому микрокосм есть отражение макрокосма. О том же говорили и даосы, утверждая единство в триаде «Человек – земля – Вселенная».
Вопрос в другом.
Вопрос – зачем?
Зачем – микрокосмосу повторять макрокосмос, человеку быть отражением мегасистемы?
В природе и без человека достаточно имитаторов – попугаи, мартышки, хамелеоны…
Следовательно, человек не столько повторение и отражение, сколько – выражение. Выражение Принципа Преобразования.
Человек есть Преобразователь.
Кстати: энергия определяется ещё и как мера преобразования одной формы в другую.
Если просканировать историю рода людского, то всю свою историю этот самый род только тем и занимался, что преображал – засеивал пустоши, строил города, орошал поля и т.д. По крайней мере, сравнивая пейзажи и ландшафты одних и тех же мест обитания человека, мы констатируем, что в разные времена эти места выглядят отнюдь неодинаково.

Немецкий мыслитель Эрнст Юнгер говорил о «тотальной мобилизации» всего сущего. О мобилизации человека, призванного видоизменять пространство, доводя его до планетарного масштаба. Но не только человек желает изменить землю. Земля также хочет быть видоизменённой посредством человеческого усилия.
Однако, задолго до Юнгера, в библейской книге бытия говорится о том, что человеку суждено в поте лица пахать землю. Ягве так и заявляет: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». (Быт. 3:19).
То есть человек получает от Ягве программу «Папы Карло» и «Буратино» в одном лице.
«Папакарла» – потому что – Homo Faber – Человек Производящий, неустанный труженик, фабрикант. «Буратино» – как существо подневольное, но желающее воли. Марионетка, подвешенная к ниточкам всевозможных сил, но при этом желающая быть «право имеющей!»

Зона комфорта в силу научно-технического прогресса увеличилась. Человек не только хлеб ест, но и пряники кушает. Но пота, действительно, не убавилось.
С маниакальной навязчивостью человек продолжает производить Сверх.
Сверх того, что достаточно.
Казалось бы – ты произвёл то, что тебе необходимо для выживания. Довольствуйся. Ты построил, чтобы укрыться от непогоды. Наслаждайся.
Нет. Этого мало. Этого недостаточно. Бритва Оккама – «Не приумножай сущностей без надобности» – в отношении человеческого существа и существования не работает.
Человек – это Избыток.
Ему необходимо подойти к Пределу, а затем перейти через этот предел. А потом и вовсе уйти в Беспредел.
Как вполне адекватно замечено у Фёдора Михайловича Достоевского — «широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
Войны, катастрофы, катаклизмы, эпидемии и сужают. Но не надолго. Сузился, сжался, затем снова: оправился, поправился, пошёл, помчался, понёсся – в ширь, в экспансию, к пределу, за предел.
Почему так?
Психология здесь, как бы она не тщилась, объяснить ничего не может.
Потому что психология, оторванная от космологии, вообще ничего не может. Она даёт объяснения, но сами по себе эти объяснения ничего не объясняют.
Возьмём к примеру, фрейдовское разделение человеческих инстинктов.
Вот – либидо, любовь к жизни. А вот Мортидо – влечение к смерти.
И что?
Ну, да, мы хотим жизни, и нас тянет к смерти.
Фрейд не дал ответа – почему и зачем.

Человек говорит много, но поговорить ему, как правило, не с кем. Вот он и идёт поговорить. К психологу (духовнику, советчику, знакомому… а если чёрт угораздит, то и на ток-шоу). Поговорили. Разошлись. Насладились иллюзией, что что-то поменялось.
И действительно – что-то поменялось. Но ничего не изменилось.
Что, впрочем, само по себе, и неплохо. Однако мы можем больше…

А теперь сдвинем парадигму.

Вернёмся к тому, с чего начали – к Большому Взрыву.
По большому счёту относительно Большого взрыва никто толком не знает, что там именно взорвалось.
Но взорвалось.
Взрыв – это превращение материи в энергию.
Допустим, в изначальной точке была материя. Пусть и не такая, которую мы привыкли ощупывать. Можно определить её как угодно – «сверхматерия», «квазиматерия», «гиперматерия»… «протоматерия»… «изначальная матрица информации», «высокооднородная и изотропная среда с необычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением».и т.п. Не суть. Пусть это, вообще, некое Оно. Суть в том, что Оно рвануло!

Для краткости и удобства обозначим данный процесс как МАТЭР. Где МАТ – материя. ЭР – Эргон (от греческого Ergon – энергия, проявляющаяся в силе воздействия).
Оргазм – такой же взрыв. Человеческий оргазм способен рождать миры.
С другой стороны, оргазм – это пиковое наслаждение.
Следовательно, МАТЭР переживается как наслаждение, экстаз.

Энергия вселенского взрыва частично обращается в материю.
Условимся такой процесс обозначать как ЭРМАТ.

Между двумя этими процессами существует динамическое равновесие.
Если доминирует Эрмат, то вся энергия обращается в материю, охлаждается и возможность жизни обнуляется. Наступает тотальный хаос погасшей, омертвелой косности. То, о чём говорит 2-й закон термодинамики.
Если доминирует Матэр, то исчезает материя, а с нею и, соответственно, жизнь. То, о чём 2-й закон термодинамики не говорит, но может подразумевать.

Само появление вселенной началось с Экстремального события.
Или взрыв – событие не экстремальное?
Это значит, что в основу существования вселенной в качестве фундаментального закона и первого «запечатления(импринта) — заложен Закон Экстремальности!

Посмотрим, что чеканит латынь:
Extremum – край, конец.
Extremus – 1) Крайний, 2) Пограничный, 3) Чрезвычайный, 4) Критический, 5) Высший, величайший, 6). Лучший или худший.

При этом экстремумом может быть как максимум, так и минимум.
Вершина высочайшей горы – это экстремум. Но и самая нижняя точка дна глубочайшей впадины – такой же экстремум.

Для уравновешивания процессов Эрмат и Матэр призван человек.
Часть вселенской материи в законсервированном виде содержит в себе энергию. Эта энергия можно высвободить обратно.
Человек преобразует материю в энергию, и эту энергию отдаёт во вселенную. В этом смысле он работает как антиэнтропийный фактор. В данном плане, он, как выразились бы богословы, синергиен с Промыслом.
Принцип довольно прост и нагляден. Я наломал дров. Потом я дрова поджёг. Во время горения происходит выделение энергии.
Когда человек научился добывать огонь, его возможности преобразования вещества в энергию увеличились в разы.
Огонь – экстремальная форма существования субстанции. Недаром детей предупреждают: «не играйте с экстремальными формами существования».
Следующий за огнём шаг – электричество (по сути, тот же огонь).
За электричеством – радиоактивность. Человек начал работать с материей, которая распадается сама, излучаясь в энергию.
Какой следующий шаг? Антиматерия?..

Таким образом, мы видим, что на протяжении всей своей истории, люди осваивают всё более и более экстремальные субстанции. И, чем экстремальнее, тем – опаснее.
Стало быть, и логика действий человеческих – это логика тяготения к предельному натяжению экстремальности, экстримности, тенсивности (как экс-, так и ин-). Так он синхронизируется с логикой вселенной.

Однако здесь мы имеем только уровень действий.
Но действуют все и всё. Рыбка в аквариуме тоже действует. Но рыбка не призвана быть соработником космоса, по крайней мере, активным и осознанным.
Значит, помимо действий, необходим ещё один фактор, который делал бы миссию интенсивного преобразования мира выполнимой.
Какой?
Мы сказали, что рыбка тоже действует. И таракан. И волк. И лев. Все животные действуют.
Да. Животные действуют. Но они действуют сегодня также, как и тысячу, и тысячи, и миллионы лет назад. Они не знают ускорения.
Ускорение же возможно только тогда, когда мы осваиваем всё более и более экстремальные формы жизни (как уже было сказано – огонь, электромагнетизм, радиация). Такое освоение возможно при наличии разума. В силу Принципа Подобия для существования разума необходима такая нейронная система, которая была бы сама запрограммирована на режим экстремальности.
Но как можно оценить экстремальность?
Через Переживание!

Пример. Есть некий соловей. Поёт прекрасно. А есть композитор Алябьев, автор романса «Соловей».
Какая между ними разница?
Соловью до композитора Алябьева нет никакого дела, а вот Алябьеву до соловья есть.
Это – проявление принципа экстремальности. Нам мало просто сидеть и услаждать свой слух звуками сладкоголосой птички. Нам надо это взять и преобразовать. Но для этого нам надо Пережить!
Пережить некое состояние, которое отличалось бы от обычного, ординарного. Выйти из равновесного спокойного состояния за края этого состояния.
Из стасиса – в экстасис.
Озариться взрывом – прозреть – и пропеть. И тем самым – выделить в мироздание энное количество напряжённой пружинистой энергии.

Человеку необходимо не только Выживание.
Ему необходимо ещё Переживание.
Хотя почему – «ещё»? История изобилует случаями, когда во имя Переживания человек жертвовал Выживанием.
Потому что во время переживания происходит мощный выброс энергии.
И подобный выброс моделирует первичный Большой Взрыв.
В пространстве человеческого бытия Переживание – это Энергия.
Можно сказать, энергия в чистом виде.

Причём, знак переживания: плюс или минус – с точки зрения энергоизлучения роли не играет.
Если данное переживание проявляется как величайшая благость, радость, удовольствие – идёт выброс энергии, и это засчитывается.
Если некое переживание проявляет себя как страдание, мука, боль – идёт выброс энергии, и это засчитывается.
Для экстремальности важно только то, что она экстремальность. А, вот с плюсом или минусом, в максимуме она или в минимуме – без разницы.

Вряд ли вызовет возражение утверждение, что первым самым энергонасыщенным событием в жизни человека является его рождение. Это, можно сказать, мой личный глобальный экстремум.
Можно ли предположить, что в жизни индивида существует ещё одно событие, равное первому по силе и интенсивности переживания? А, может, и превосходящее? Совершенно верно. Это событие – смерть. Событие, где не только энергия выделяется, но и душа отделяется.
Вот вам и либидо с мортидо. Они суть пиковые переживания, экстремумы. А экстремум, как мы выяснили, и есть базовая программа вселенной и метапрограмма Жизни.

А теперь подходим к личному.
Если человек не пребывает в пространстве позитивных состояний, он автоматически сбрасывается в сферу состояний негативных.
Слово «автоматически» означает, что в данном механизме присутствует сила закона. Закона, в котором соединяются личностное и над-личностное, потребность и необходимость.
Потребность – это необходимость, выраженная субъективно.

Чтобы легче понять сказанное, обратимся к идее локальных экстремумов.
Не каждый день мы рождаемся и умираем. Факт.
Не каждый день поступаем в институт, заканчиваем его, женимся, разводимся, получаем премии или наказания.
Но каждый день, совершая своё каждодневное, мы не скользим по одной монотонной линии.
Проголодался – спад: сил, настроения, активности – локальный экстремум в точке минимума.
Поел – подъём. Локальный экстремум в точке максимума.
Работа – максимум. Отдых – минимум. Ни то, ни то – энтропийная зона, хаос.
Душа пронизывается тревожной вибрацией, мечется, ищет точку экстремума – или в виде действий, или в виде переживаний. И даёт команду телу – пойти и совершить: либо подвиг, либо глупость, либо преступление, либо просто по магазинам. Или создать шедевр, или напиться. Или сначала шедевр, потом напиться.
Если никакой из вариантов не проходит – депрессия. Кстати, тоже экстремальное переживание.

Продолжение следует

Вернуться в раздел