Свойства Гештальта 3

162.2

 

17. Гештальт – нагляден, зрим, воплощён как Фигура. Он – сенсорен.

 

18. Гештальт – оформлен. И предстаёт как Форма.

 

19. Чувство, мысль, идея, ощущения – даже, если они доминантны – ещё не гештальты. Не любая доминанта – Гештальт. Но всякий гештальт – доминанта.

 

20. Психическое состояние (мысль, идея, чувство, эмоция, ощущение) становится Гештальтом, когда воплощается в образ.

 

21. Образ может быть виртуальным. В таком случае он – видение, галлюцинация, призрак, фантом, грёза. Образ может быть материализованным. Тогда – он Воплощённая Фигура.

 

22. Фигура становится Актором. Актор делается инструментом истории.

 

23. Пример. Некое общество охвачено неким настроением. Настроение пока смутно. Но в нём уже угадывается, допустим, желание того, чтобы над ним появился сильный властитель. Люди говорят: "нужна твёрдая рука, которая поведёт нас к счастью". В метафоре твёрдой руки постепенно оформляется мысль, претворяющаяся в идею. Общество как – Фон (Поле) переходит на уровень интенсивного возбуждения, его волновая и вибрационная активность повышена и повышенна. Вскоре масса начинает пре-галлюцинировать. Коллективная грёза пробивает некий концентрационный порог, отделяющий виртуальность от реальности. И – вот: Фон – Проталкивает из себя Фигуру. Матка-Масса, выносившая в себе идею "сильной руки", напитавшая её соками своей грёзы, когда подходит срок, разрешается от бремени – стальная ладонь извергается наружу. Рождается царь. Но царь сам по себе не Гештальт. Он – носитель Гештальта. Любой самодержец, в принципе – гомункул. Но Гештальт, стоящий за ним – Фигура, управляющая ходом истории. Когда Фигура свою функцию выполнила, она – Выталкивается – обратно в Массу-Матку. Поле поглощает, втягивает в себя Фигуру.

Аналогичный механизм действует и в недрах отдельно взятого индивида: настроение – идея – грёза – Фигура.

 

24. Воплощение грёзы осуществляется за счёт механизма экстраекции. Когда проекция становится сильна, настолько сильна, что её можно назвать практически маниакальной, происходит материализация видения. Видение – осуществляется. Видение – овеществляется.

Другое дело, что в жизни многих индивидов Гештальты не сформированы. Они контурированы, позволяют смутно опознать определённые образы, но это, скорее, "недо-гештальты", нежели Гештальты – чёткие формы с крепкой структурой, воспринимающиеся как единое целое, не сводимое к сумме своих частей. Отсюда становится понятен смысл идиоматического выражения, в котором говорится о "цельной личности", "цельном человеке". Цельная личность есть человек-Гештальт. Любая выдающаяся личность – это человек-Гештальт, даже если этот человек – алкоголик и наркоман. В качестве примера возьмём Фигуру, безусловную и беспрецедентную Фигуру Владимира Высоцкого. Алкоголик, наркоман, по всем параметрам "инфант-террибль". И при этом – безукоризненно цельная личность. Цельная – как в своей гениальности, так и в своём направленном движении к смерти, в своём дионисийском бунте. Да, и трудно представить себе Высоцкого, дожившего до 70-ти и сделавшегося образцовым обывателем, ведущим здоровый образ жизни и поддерживающим компанию по борьбе с табакокурением. Последнее, скорее, удел посредственностей, нежели титанов.

Любая творческая личность – цельная личность, будь это сгармонизированный и хорошо темперированный "олимпиец" Гёте или тот же мятущийся, выворачивающий себя наизнанку, Высоцкий.

 

25. Когда нет Гештальта, нет хода истории. История есть, а хода её нет. Потому, в большинстве своём homo vulgaris не идут, они плывут – в том потоке обстоятельств, который им задаётся Фигурами извне.

 

26. Homo vulgaris, человек массового сознания, человек стада, имеет, как указывал Мартин Хайдеггер, судьбу, разделённую на всех. Он лишён своей, личной судьбы, будучи погружённым в Das Man (опять-таки, по Хайдеггеру).

Личная судьба обретается, когда обретается личный Гештальт.


4.11.18 (Вс)

 

Продолжение следует

Вернуться в раздел