Отступление в Gestalt

161.

"Cуществуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого".

                                                                                             

Это определение принадлежит Максу Вертгеймеру – одному из основателей гештальтпсихологии.

Главная идея данной школы состоит в том, что в основе психики лежат целостные фигуры – гештальты (от нем. Gestalt – образ, структура, форма).

 

Само понятие "гештальт-качество" было введено Хансом Эренфельсом в статье "о качестве формы" в 1890 году при исследовании восприятий.

Эренфельс был впечатлён наблюдениями физика, интересовавшегося психологией, и великого философа Эрнста Маха о восприятии мелодий и геометрических форм.

Мах обнаружил, что ощущение мелодии или звуковой формы независимо от ощущений отдельных звуков, так как сохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность. Иными словами, мелодия остаётся той же самой, хотя при этом меняется каждая нота.

В 1897 г. Мах обратил внимание на то, что, когда мы видим окружность под разными углами, она представляется круглой, хотя на камере запечатлевается в виде эллипса, а когда под разными углами наблюдаем стол, внутренний опыт видения стола остаётся неизменным. Учёный сделал предположение, что именно мозг интерпретирует ощущение объекта в соответствии о своём представлении об этом объекте. Гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов.

Однако ни Эренфельс, ни Мах свои наблюдения не развили в теорию. Это сделали Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин – основатели гештальтпсихологии, главным понятием которой стало понятие комплексного качества как целостного переживания. Кёлер в книге "Физические структуры в покое и стационарном состоянии" (1920) развивает идею, согласно которой физический мир, так же, как и психологический, подчинён принципу гештальта. Вместе с тем, вывод Вертгеймера, согласно которому разум придаёт структуру и значение входящим ощущениям, полностью поддерживает открытие Маха.

 

Методологический подход гештальтпсихологии базируется на нескольких основаниях, выраженных в таких понятиях как: психическоеле поле, изоморфизм и феноменология.

Понятие поля, будучи заимствовано из физики, перешло в терминологический арсенал гештальтпсихологов, которые провели аналогию между электромагнитными полями, представляющими целостные системы, и психическими структурами, располагающимися в виде различных схем в психическом поле. (Скорее всего, побудительным мотивом подобного переноса было то, что Кёлер одновременно с получением психологического образования изучал физику у Макса Планка, а Вертгеймер тесно общался с Эйнштейном, проводя с ним время в длительных беседах. Отсюда понятен смысл высказывания Вертгеймера: "гештальтпсихология появилась не вдруг, она конвергировала, подтянула к себе материал из всех наук, а также от различных философских точек зрения для решения принципиального вопроса, касающегося подхода к пониманию психологических проблем").

При этом гештальты могут изменяться, сообразуясь с изменениями внешнего поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, в результате чего субъект приходит к принципиально новому решению задачи – инсайту.

Принцип изоморфизма проявляется в том, что психические гештальты подобны (изоморфны) физическим и психофизическим – то, что происходит в коре, сходно с происходящим во внешнем мире и отражается в ней в виде взаимно-однозначных соответствий.

Феноменологический подход (заимствованный у Эдмунда Гуссерля) весьма схож с дзен-подходом: чтобы осуществить решение задачи, следует отрешиться от стереотипов прошлого опыта, "опустошить ум", благодаря чему появляется инсайт – озарение, просветление, новое понимание и – решение.

 

В 1923 году Вертгеймер сформулировал ряд принципов, известных как – законы гештальта.

 

Закон максимальной близости    

·На рисунке легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом:


 


Закон сходства         

При этом нам легче объединять схожие элементы.

На рисунке  цифры предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк.

1          4        

2          5   

3          6

 

Беседа в общем шуме голосов возможна благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.

Следующий рисунок также демонстрирует принцип сходства, но с ним и –

Закон Фокуса внимания:

   Элементы, имеющие сходные визуальные характеристики, также воспринимаются как более связанные, нежели те, которые не имеют сходных признаков:


Сходство (цвет, размер, форма) создаёт ощущение целостности, связанности и единства. Сходство создаёт паттерн.

В то же время выделяющийся, отличающийся объект, контрастирующий с общей группой, становится своего рода аттрактором, фокусом, к которому невольно устремляется внимание наблюдателя.



Общие области

Аналогично принципу близости, элементы, расположенные в одной и том же замкнутой области, воспринимаются как сгруппированные:


Закон непрерывности или направления (Закон общей судьбы)      

 

На рисунке можно заставить себя увидеть две фигуры, образованные кривыми АОВ и СОD, но то, что видится без усилия – это более естественный гештальт из двух пересекающихся кривых АС и BD. Здесь взгляд выбирает более просто организованное, динамическое и простое направление.

Закон прегнантности

Хотя английское слово pregnancy (беременность) и не передаёт того значения, которое вкладывал в данный термин Вертгеймер, в гештальтпсихологии оно закрепилось в качестве устойчивого понятия. Под прегнантностью понимается "тенденция видеть самую простую форму".

Подобно тому, как в силу неких физических законов мыльный пузырь принимает самую простую из всех возможных форм, так и ум стремиться организовать простейший гештальт в сложном узоре. Иными словами, перцептивная организованность выражает тенденцию к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначных стимульных конфигураций к "хорошей" фигуре и упрощению восприятия.


Фигура на рисунке может восприниматься как эллипс с вырезанным из его правого бока сегментом, касающийся прямоугольника с вырезанной слева частью. Однако предпочтение отдаётся видению более простого изображения целого эллипса и целого прямоугольника, наложенных друг на друга.    

 

Рассмотрим ещё два рисунка, где проявляет себя прегнантность.


Рисунок А воспринимается как одна фигура, разделённая линией. На рисунке Б испытуемый видит две независимые фигуры, разделённые боковыми сторонами. Такое разделение восприятий Коффка поясняет так: "… причина ясна: в первом случае общая структура лучше, чем каждая из двух её частей, тогда как во втором случае имеет место обратное".

 

Закон амплификации (завершения)    

Как было сказано, "природа боится пустот". В том числе, боится пустот и человеческая природа. И потому она любым способом стремится заполнить пробелы.

  


Из разрозненных чёрных пятен мозг выстраивает образ собаки.



Отрывистые контуры формируют образ лица.

   Применительно к поведенческим ситуациям этот закон описал Курт Левин, заметив, что официант точно помнит детали счёта посетителя, пока счёт не оплачен, но как только плата получена, тут же их забывает. Такой факт Левин интерпретировал как пример завершения в сфере памяти и мотивации. До тех пор, пока некое дело не закончено – оно лишено завершения, и, тем самым, вызывает напряжение, поддерживающее активность памяти, но по достижении завершения напряжение и запоминание исчезают.

Ученица Левина, Блюма Вольфовна Зейгарник поставила эксперимент, целью которого было проверить предположение своего учителя. Она предложила группе добровольцев выполнить серию простых заданий – слепить фигурку из пластилина или решить арифметическую задачу. Одни задания она позволяла завершить, а другие прерывала под тем или иным предлогом. Через несколько часов она просила испытуемых вспомнить задания. Оказалось, что незаконченные задания они помнили в два раза лучше, чем завершённые, что полностью подтвердило гипотезу Левина.

 

Закон дифференциации фигуры и фона       

Зрительное поле делится на фигуру и фон. Такое разделение явственно обнаруживается на так называемых двойственных изображениях. Если фигура замкнута, оформлена, обладает выразительностью, ближе расположена в пространстве по отношении к наблюдателю, то она занимает главенствующее положение в поле восприятия. Фон же служит тем уровнем, на котором выступает фигура. Он как бы оттеняется фигурой, "размывается" в пространстве, отодвигается на задний план. Подобный феномен в 1915 году изучал Эдгар Рубин, психолог из Геттингенского университета и проиллюстрировал свои исследования тем, что вошло в мировую психологию под названием "Ваза Рубина", на которой зритель видит либо белую вазу, либо два чёрных профиля, обращённых друг к другу:


Изучением соотношения фигуры и фона активно занимался и Коффка. Его исследования восприятия у детей показали, что ребёнок рождается с набором лишь довольно смутных образов внешнего мира. Со временем эти образы дифференцируются и становятся всё более точными.

Так, у новорожденного присутствует смутный образ субъекта, в гештальт которого входят его голос, лицо, характерные движения. Поэтому одно-двухмесячный младенец может не узнать и собственную мать, если она изменит причёску или оденется по другому. Но к концу первого полугодия это смутный образ дробится, дифференцируется, превращаясь в ряд уже чётко оформленных образов, при этом дифференцируются и черты лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы. Появляются дополнительные образы голоса, тела, жестов.

Исследования Коффки показали, что таким же образом развивается и восприятия цвета. Вначале ребёнок воспринимает окружающее как окрашенное или неокрашенное, а цвета при этом не различаются. Неокрашенное воспринимается как фон, окрашенное – как фигура. Постепенно окрашенное делится на "тёплое" и "холодное", а в окружающем выделяется уже большее количество комбинаций: неокрашенное – окрашенное тёплое, неокрашенное – окрашенное холодное. То, что воспринимается как окрашенное, также комбинируется, например:

окрашенное холодное (фон) – окрашенное тёплое (фигура),

окрашенное тёплое (фон) – окрашенное холодное (фигура).

Единый некогда гештальт превращается в четыре. Со временем дробятся и эти образы – в тёплом выделяются жёлтый и красный цвета, а в холодном – зелёный и синий. Дифференциация продолжает осуществляться и дальше, пока ребёнок не начинает воспринимать все цвета.

Исследования Коффки показали, что развитие цветового зрения основано на восприятии сочетания фигура-фон и на их контрасте.

Позже данный закон серией экспериментов был подтверждён и Келером, и получил название закона транспозиции.

 

Закон транспозиции       

Люди воспринимают не сами цвета, но их отношения.

Детям предлагалось найти конфету в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашках. Конфета всегда лежала в чашке, накрытой тёмно-серой картонкой, соответственно, чашка с чёрной картонкой пустовала.

Темно-серая крышка

Чёрная крышка

Конфета

Пусто

 

Следующий – контрольный эксперимент заключался в том, чтобы сделать выбор не между тёмно-серой и чёрной крышками, а между тёмно-серой и светло-серой.

Если воспринимается чистый цвет, то выбор падёт на привычную тёмно-серую крышку, но дети выбирали светло-серую, что доказывает – они ориентируются на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок.

Темно-серая крышка

Светло-серая крышка

 

Конфета

 

То есть: в транспозиции важно соотношение. 

Закон константности восприятия   

Мы общаемся с неким собеседником. Потом он отходит на другой конец комнаты. При этом размер его воспринимается так, как воспринимался, когда он был совсем рядом. Потом, предположим, он выходит из дома, и мы смотрим на него из окна. Вот он отошёл на расстояние 20… 40… метров… Объект, расположенный далеко, проецируется на сетчатку как значительно уменьшившееся изображение, однако мы продолжаем воспринимать его реальную величину.

В гештальтэксперименте девочку одиннадцати месяцев через поощрение приучали выбирать из двух рядом стоящих коробок ту, которая больше. Затем большую помещали так далеко, что на сетчатке её изображение занимало лишь 1/15 площади, приходившейся на изображение меньшей; тем не менее, девочка выбирала именно её. 

Мы чувствуем, что отдалённые объекты также велики, как тогда, когда находятся вблизи.

Мы узнаем знакомую мелодию, независимо от того, на каком инструменте она исполнена.

 

Итак: в человеческой психике заложены инвариантные установки восприятия, зачастую не осознаваемые индивидом и представляющие собой своеобразные алгоритмы сборки элементарных восприятий в целостные смысловые образы – гештальты – то есть, в конечном итоге – в реальность.

Реальность – это сумма гештальтов.


23.10.18 (Вт)

Продолжение следует

Вернуться в раздел