"Пустой младенец" и Пустоид

154.

Итак: что происходит с младенцем, когда "Фея" смотрит не на него, а в другую сторону? На рисунке дитя изображено с пустым лицом (см. п. 153).

Известны идиомы, связанные с "пустотой" – "пустое выражение глаз", "пустота в отношениях", "пустое времяпрепровождение", "пустые отношения", "душевное опустошение" и т.д.

С другой стороны – как говорил Аристотель - Natura abhorret vacuum – "Природа не терпит пустоты". И отсюда - Horror vacui – страх пустоты.

Жак Лакан описал Стадию Зеркала, проходя которую ребёнок формирует свой образ, благодаря чему начинает узнавать себя.

Но отражает не только зеркало. Любая обратная связь есть своего рода отражение.

Если на меня смотрит "Фея", то и душа моя начинает ощущать себя феей.

Если на меня взирает "Ведьма", моя душа чувствует себя ведьмой.

Если я не вижу лица, то моя душа не формирует самообраза. И таким образом, она становится потерянной или, по крайне мере, не присутствующей.

Но здесь возникает вопрос – если мать всё равно смотрит – "куда-то", то – Куда она смотрит? Или – на Кого? Ведь, должен быть Кто-то (а для младенца все "что" – это всегда "кто"). Следовательно, существует некто, кто вызывает материнский интерес, в то время, как по отношению к тому, от кого она отвернулась, интереса нет.

Весьма познавательно рассмотреть слово "интерес" в древнегреческом варианте – ενδιαφερον (endiaferon). Сразу бросается в глаза, что перед нами трёхсоставное слово, раскладывающееся на следующие части:

εν – предлог, означающий: "в" (о месте), "с", имеющий в виду также "пребывание в каком-либо состоянии или действии"; подразумевающий "соединение с чем-л." (А.Д. Вейсман. Греческо-Русский словарь),

δια – "через" (о пространстве и времени)

φερ – "нести", "переносить".

 

В русском языке созвучно с латинским interesse – "находиться между, пролегать", "иметь важное значение".

 

Получается: Интерес – это перенос (φερ) через пространство и время (δια) в (εν) пространство объекта, который является предметом нашего при-влечения и влечения.

Очевидно, что переносится вначале психическая энергия, за ней следует тело. В общем, так и получается: мы движемся туда, куда нас влечёт от того, что нас отвлекает, а сам путь данного перемещения есть интерес.

Соответственно, когда нечто перестаёт нас влечь – у-влекать, за-влекать, при-влекать и начинает от-влекать, наш интерес к этому становится пустым, потому что сам данный объект для нас опустошается, наступает символическая смерть объекта, он превращается в не-пространство, не-место ("пустое место"), которое можно занять, в котором можно расположиться и принадлежность к которому можно ощутить. И мы – отворачиваемся. Когда мы оказываемся в роли опустошённого объекта, отворачиваются от нас.

Взгляд – это луч. И ему свойственно быть всё время направленным. Он не обязательно начинает устремляться в сторону, противоположную опустевшему объекту. Он устремляется в любую - Другую сторону. Или ищет, куда устремиться - уже прицельно. Что есть другая сторона? Это сторона, где присутствует – Другой. Причём, не всегда принципиально, Другой – это "кто" или "что". В базовом смысле "другой" – это "другое".

 

Пустой младенец нашего примера инстинктивно начинает смотреть в ту сторону, куда смотрит мать-matrix, интуитивно понимая, что там, куда она смотрит находится "другой-другое" – как объект влечения. Но, чтобы ему начать видеть, ему необходимо таким образом трансформировать свой взгляд, чтобы он мог посмотреть ЗА голову матери, находящейся между ним и предполагаемым объектом. То есть, ему необходимо – "за-видеть" (как бы "за-бежать" взглядом). Физиологически подобное действие невозможно, и потому оно неосуществимо. Но психологический импульс – завидеть – остаётся и трансформируется в то, что известно, как зависть.

 

Судьба пустого младенца – быть Пустоидом (пустоподобным).

Экзистенция Пустоида характеристически проявляется следующими состояниями:

- чувствование себя "не на своём месте", побуждающее к претензии на то, чтобы это "место" предоставил ему "другой" (часто для мужчины-пустоида этим "другим" становится жена, символически заменяющая мать, для женщины-пустоида, соответственно – муж, заменяющий отца),

- ощущение "душевной пустоты", проявляющееся в неспособности к плодотворному одиночеству и компенсаторно стремящееся к наполнению себя - как пространства, как места – любого рода механическими действиями или отношениями, лишь бы это были действия или отношения, которые при этом, будучи формально действиями или отношениями, фактически становятся ИМИТАЦИЕЙ таковых.

- страстное желание делать "селфи", равно как и маниакальное желание "фоткать" (часто употребляемое Пустоидами слово) – исходит из неспособности запечатлевать мир "ментальным фотографированием" и креативно компоновать его в своём внутреннем пространстве,

- восприятие партнёра как того, кто может "насытить", "наполнить". Стремление к наполнению являет собой базовое состояние зависти (если опираться на предыдущие рассуждения).

 

Родительские фигуры – репрезентанты судьбы: через отцовскую фигуру проецируется фатум, через материнскую – фортуна.

В таком случае получается, что пустоид видит фортуну лишь с затылка. Фортуна пустоида безликая – как и сам пустоид.


9.10.18 (Вт)

 

Продолжение следует

Вернуться в раздел