Самодвойственность

153

В действительности, как показывает сама действительность, наиболее реальна и релевантна последняя композиция ("Bono-Monstro", см. п. 152) – в силу фундаментального свойства реальности – быть двойственной.

В качестве поясняющей иллюстрации возьмём известную картинку Эдвина Боринга, названную им "Жена или тёща?"

 

 

На изображении можно увидеть либо слегка повёрнутый профиль привлекательной юной женщины, либо старуху-"ведьму" – глядящую чуть вниз и влево, и мы можем попеременно воспринимать каждую из этих фигур.

Роберт Липер воспользовался данной картинкой, чтобы продемонстрировать на ней свою Мотивационную теорию эмоций. Суть теории заложена в формулировке, данной автором: "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим".

В качестве примера Липер рассматривает ситуацию поездки на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом  пассажир вряд ли будет любоваться окружающим пейзажем, но начнёт сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Таким образом, мотив избегания опасности инициирует соответствующую эмоцию страха.

 

С картинкой Липер провёл следующий эксперимент.

Двум группам испытуемых предварительно предъявлялась серия изображений.

Для группы I демонстрировалась фигура Б:

 

для группы II — фигура В:

 

Затем обеим группам показывалась фигура А (двусмысленный вариант), и испытуемых просили сказать, что они видят:

 

100% испытуемых группы I видели в фигуре А молодую женщину и 95% испытуемых груп­пы II видели старуху.

Таким образом, было показано влияние предшествующей установки ("молодая женщина" или "старая ведьма") на последующее восприятие.

Собственно говоря, мысль не нова, ибо ещё Кант говорил о том, что без концепции нет перцепции. Что ж. эксперимент подтвердил высказывание Канта.

 

Всё верно. Но возникает ряд вопросов. Один из них – кто показывает стимульный материал новорожденному? То есть: кто влияет на его установку – воспринимать объект так или иначе? Ведь, никаких экспериментаторов возле него нет. Только мать.

Но тогда – кто мать –

 или   ?

 

И то, и другое.

Она:

 

То есть мать изначально – двойственна, бивалентна. Она и "фея", и "ведьма".

 В таком случае мы слегка изменим название картинки Боринга, поменяв в нём разделительное "или", на соединительное "и". Получится – не "женщина ИЛИ старуха", а - "женщина И старуха".

В конечном итоге, на картинке – одно и то же лицо, один и тот же актор.

Назовём такое свойство – САМОДВОЙСТВЕННОСТЬ. Под самодвойственностью объекта будем понимать когерентное объединение в нём противоположных качеств.

Например, такие операторы будут операторами самодвойственности: ±, Ǽ.

При декогеренции самодвойственность превращается в двойственность:

Декогеренция (±) → + и –

Декогеренция (Ǽ) → А и Е. В данном примере знаки А и Е обозначают: А – квантор общности – "все, каждый", Е – квантор существования – "существует один…".

Соответственно, мета-квантор Ǽ может иметь смысл – "все – в одном, в одном – все".

 

В отношении же картинки возможны следующие коннотации:

1. "Фея" – молодость, "Старуха" – старость. Вполне очевидно, что если мы возьмём две фотографии одного и того же человека – одну в молодом возрасте, другую – в преклонных годах, то при всей их несхожести, они будут являться портретами одной и той же персоны.

2. Молодость ассоциируется с жизнью, старость – со смертью. Значит, "мать-фея" символизирует любовь и витальность, в то время, как "мать-старуха" – угасание и небытие (не пространство).

3. Пользуясь юнговскими коннотациями, можно определить "фею" как Светлую Аниму, Елену Прекрасную, Светлую Луну – Селену, а "старуху" – как Тень, аспект Тёмной Анимы, Тёмную Луну -Гекату.

 

Любой "объект-в-себе" когерентен, самодвойственен. Но привзаимодействии с другим объектом происходит декогеренция, и "двуликий Янус" обращается к актуальной реальности одним из своих лиц. В тот момент, когда происходит декогеренция первого объекта, у второго объекта происходит первичное запечатление. Оно может быть мимолётным, но это мимолётное фиксируется как стигма, которая становится маркером судьбы второго объекта в данном контексте.

 

Итак:

имеется некая самодвойственная мать (Matrix):

 

Как только она вступает во взаимодействие с младенцем, наступает её декогеренция на два образа. При этом неизбежно декогерирует и младенец:

 

 

 

Однако, возможна ещё ситуация:

  ?

Мать молода и прекрасна. Она – "фея". Но фея смотрит в другую сторону. Что в таком случае может происходить с младенцем?


4.10.18 (Чт)

 

Продолжение следует.

Вернуться в раздел