Самодвойственность
153
В действительности, как показывает сама действительность, наиболее реальна и релевантна последняя композиция ("Bono-Monstro", см. п. 152) – в силу фундаментального свойства реальности – быть двойственной.
В качестве поясняющей иллюстрации возьмём известную картинку Эдвина Боринга, названную им "Жена или тёща?"
На изображении можно увидеть либо слегка повёрнутый профиль привлекательной юной женщины, либо старуху-"ведьму" – глядящую чуть вниз и влево, и мы можем попеременно воспринимать каждую из этих фигур.
Роберт Липер воспользовался данной картинкой, чтобы продемонстрировать на ней свою Мотивационную теорию эмоций. Суть теории заложена в формулировке, данной автором: "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим".
В качестве примера Липер рассматривает ситуацию поездки на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом пассажир вряд ли будет любоваться окружающим пейзажем, но начнёт сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Таким образом, мотив избегания опасности инициирует соответствующую эмоцию страха.
С картинкой Липер провёл следующий эксперимент.
Двум группам испытуемых предварительно предъявлялась серия изображений.
Для группы I демонстрировалась фигура Б:
для группы II — фигура В:
Затем обеим группам показывалась фигура А (двусмысленный вариант), и испытуемых просили сказать, что они видят:
100% испытуемых группы I видели в фигуре А молодую женщину и 95% испытуемых группы II видели старуху.
Таким образом, было показано влияние предшествующей установки ("молодая женщина" или "старая ведьма") на последующее восприятие.
Собственно говоря, мысль не нова, ибо ещё Кант говорил о том, что без концепции нет перцепции. Что ж. эксперимент подтвердил высказывание Канта.
Всё верно. Но возникает ряд вопросов. Один из них – кто показывает стимульный материал новорожденному? То есть: кто влияет на его установку – воспринимать объект так или иначе? Ведь, никаких экспериментаторов возле него нет. Только мать.
Но тогда – кто мать –
или ?
И то, и другое.
Она:
То есть мать изначально – двойственна, бивалентна. Она и "фея", и "ведьма".
В таком случае мы слегка изменим название картинки Боринга, поменяв в нём разделительное "или", на соединительное "и". Получится – не "женщина ИЛИ старуха", а - "женщина И старуха".
В конечном итоге, на картинке – одно и то же лицо, один и тот же актор.
Назовём такое свойство – САМОДВОЙСТВЕННОСТЬ. Под самодвойственностью объекта будем понимать когерентное объединение в нём противоположных качеств.
Например, такие операторы будут операторами самодвойственности: ±, Ǽ.
При декогеренции самодвойственность превращается в двойственность:
Декогеренция (±) → + и –
Декогеренция (Ǽ) → А и Е. В данном примере знаки А и Е обозначают: А – квантор общности – "все, каждый", Е – квантор существования – "существует один…".
Соответственно, мета-квантор Ǽ может иметь смысл – "все – в одном, в одном – все".
В отношении же картинки возможны следующие коннотации:
1. "Фея" – молодость, "Старуха" – старость. Вполне очевидно, что если мы возьмём две фотографии одного и того же человека – одну в молодом возрасте, другую – в преклонных годах, то при всей их несхожести, они будут являться портретами одной и той же персоны.
2. Молодость ассоциируется с жизнью, старость – со смертью. Значит, "мать-фея" символизирует любовь и витальность, в то время, как "мать-старуха" – угасание и небытие (не пространство).
3. Пользуясь юнговскими коннотациями, можно определить "фею" как Светлую Аниму, Елену Прекрасную, Светлую Луну – Селену, а "старуху" – как Тень, аспект Тёмной Анимы, Тёмную Луну -Гекату.
Любой "объект-в-себе" когерентен, самодвойственен. Но привзаимодействии с другим объектом происходит декогеренция, и "двуликий Янус" обращается к актуальной реальности одним из своих лиц. В тот момент, когда происходит декогеренция первого объекта, у второго объекта происходит первичное запечатление. Оно может быть мимолётным, но это мимолётное фиксируется как стигма, которая становится маркером судьбы второго объекта в данном контексте.
Итак:
имеется некая самодвойственная мать (Matrix):
Как только она вступает во взаимодействие с младенцем, наступает её декогеренция на два образа. При этом неизбежно декогерирует и младенец:
→
→
Однако, возможна ещё ситуация:
?
Мать молода и прекрасна. Она – "фея". Но фея смотрит в другую сторону. Что в таком случае может происходить с младенцем?
4.10.18 (Чт)
Продолжение следует.