Софрактальность. Душа - определение
146.
Говоря о метафракталах, мы приходим к необходимости признания и, так называемой, со-фрактальности (ко-фрактальности).
Напомню пример из предыдущего гномона – пример с жёлудем, из которого может вырасти только дуб, и никакое иное дерево.
В своё время данную мысль выразил философ и поэт Яков Эммануилович Голосовкер:
"Ни один лист на дереве не адекватен любому другому, но, тем не менее, на берёзе ежегодно появляются только берёзовые листья, а не листья липы, тополя, дуба".
Это значит, что все берёзовые листья, не смотря на то, что среди всего их множества нет двух абсолютно одинаковых, со-фрактальны. Софрактальны – с чем? и чему? Софрактальны – друг другу и универсальному Эйдосу Берёзового Листа, взятого в качестве прототипа – изначально заданной схемы, картинки, запечатлено-зафиксированной имагинации.
Аналогично можно сказать и в отношении всех остальных вещей, явлений, событий, форм, процессов, а также – мыслей, идей, эмоций, состояний, карм, фатумов и даже… - душ.
Понятие души в психологии не формализовано.
Что вполне естественно. Поскольку тогда, когда возникло понятие "душа" (во всех древних языках – "дыхание" – пневма, атма…), никакой психологии не было. Была религия.
Таким образом, получается, что "душа" есть изначально религиозная категория, но никак не психологическая, и в подобной оптике её и следует рассматривать. В психологии и для психологии, соответственно – психика.
И стоит отметить, что "душа" интуитивно более понятна и близка восприятию, нежели наукообразная психика. Человек теряет, ищет, обретает – душу, но не психику. Существует выражение "делать что-либо с душой" – когда хотят подчеркнуть вдохновенный характер деяния, но не говорят – "что-либо делать с психикой". Абсурдно звучит, если про кого-нибудь сказать, что это человек с "большой психикой", куда адекватней – с "больной психикой". Но при этом известно выражение – "великая душа", "большая душа" (санскр. - Махатма). Равно, как и наоборот: существуют – "мелкие душонки", "бездушные", но это совсем не то же самое, что и – "мелкие психики" или "беспсихичные".
Дадим определение душе:
ДУША ЕСТЬ САМОРЕФЛЕКТИРУЮЩАЯ ПСИХИКА
Саморефлектирующая – значит:
самосознающая,
самоосознающая
самопознающая,
ищущая себя через отражения в других душах,
отражающая себя в другие души,
проецирующая себя в мир и, стремящаяся, таким образом, видеть душу мира - мировую душу,
интроецирующая в себя собственную проекцию на мир – душу мира, мировую душу,
узнающая себя в случае самообретения,
тоскующая от разлуки с самой собой,
страдающая от чувства собственной потерянности. (В шаманской "психиатрии" существует диагноз – "потеря души". В случае, когда диагностируется подобное состояние, целитель отправляется в иные миры на поиски этой души, чтобы вернуть её владельцу, и когда возвращение происходит, больной выздоравливает, ибо обретает то, что потерял).
Не всякая психика саморефлектирует.
Потому – каждая человеческая особь наделена психикой, но не каждая обладает душой, хотя потенциал таковой присутствует у каждого.
Потенциал этот – религиозность – как в самом широком, так и конфессионально-прикладном аспекте. Поэтому в высказывании Тертуллиана "душа по природе своей – христианка" заключено мощное и гениальное прозрение. Но оно и неверно в плане обобщения. Более точно было бы сказать: "душа христианина (разумеется, не только номинального) – христианка". А, если давать общую и обобщающую формулу, то более точным было бы определение:
ДУША ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ РЕЛИГИОЗНА
В таком случае закономерна и фрактализация:
душа христианина – христианка,
душа иудея – иудейка,
душа буддиста – буддистка,
душа мусульманина – мусульманка,
душа язычника – язычница,
душа гностика – гностическая,
душа пантеиста – пантеистка,
душа атеиста – психика (психика – это вырожденная душа, подобно тому, как в математическом смысле, квадрат – это вырожденный куб).
То есть: душа – фрактал. И метафрактал её – определённая для неё и предопределённая ей – религиосфера.
Термин "религиосфера" произвожу по аналогии с лотмановской "семиосферой".
Здесь же стоит акцентировать нюанс: под религиосферой не следует понимать официальную конфессию, ибо таковая, представляя собой институт социального управления, имеет больше отношение к психике, нежели к душе. И, если психика склонна идти к экклесии (церкви), то душа ищет Бога за её пределами.
И тогда мы говорим о софрактальности душ.
Софрактальность душ – в едином порыве веры и в осознании принадлежности единой религиосфере производит любовь.
И получается "формула" любви:
ЛЮБОВЬ – ЭТО СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК БОГА (или того, что называют Богом) ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЭККЛЕСИИ ДВУХ СОФРАКТАЛЬНЫХ ДУШ.
Брак между мужчиной и женщиной есть призвание двух софрактальных душ к осуществлению подобного поиска, и в аутентичном смысле такой брак – всегда сакральный брак. Если же брак не сакральный (и никакое формальное венчание не способно сделать его сакральным), то это – вырожденный брак (наподобие того, как, в математическом смысле, отрезок есть вырожденный квадрат). Судьба вырожденного брака определена формулой "только 4К":
[Kinder (дети), Küche (кухня), Kirche (церковь), Kleider (платье)]
Но, когда действует схема "только 4К", она неизбежно преобразуется в следующие конструкции:
{[Kinder (дети), Küche (кухня), Kirche (церковь), Kleider (платье)] + адюльтер (рано или поздно, так или иначе)},
или
{[Kinder (дети), Küche (кухня), Kirche (церковь), Kleider (платье)] + развод (рано или поздно, так или иначе)},
или
{[Kinder (дети), Küche (кухня), Kirche (церковь), Kleider (платье)] + адюльтер (рано или поздно, так или иначе), потом развод (рано или поздно, так или иначе)},
25.9.18 (Вт)
Продолжение следует