Фатумы и фабулы

142.

Фатум перестаёт быть абстракцией, когда материализуется в фабуле.

В таком случае распишем понятие следующим образом:

 

Fabula (лат.) – рассказ, фабула, пьеса

Actor (лат.) – Акторы

Topos – Топос - место.

Uniformitas – Унификатор

Modificatio - Модификатор

 

В данном случае Унификатор соотносит фабулу с тем классом (типом) фабул, к которой данная фабула принадлежит. Например, мы можем читать две совершенно разные книги, одна из которых – сказка, а другая представляет собой документальную историю. И там, и там – в совершенно различных по жанру повествованиях мы можем увидеть одно и то же действие – например, в сказке герой убегает от чудовища, а в реалистическом очерке – другой, не вымышленный герой, убегает от грабителя. В обоих случаях, при всём их несходстве, присутствует фабула "убегать".

Модификатор задаёт индивидуализированные признаки персонажам – внешность, черты характера и т.д

 

Раскладывая КАБ-методом содержание понятия "фабула", получим:

Fatum

Actor – участник фабулы, который производит действие (над актантом)

Basis (др.-греч.) – 1) основа, основание, 2) ход, шаг, 3) ритм, такт

Uniformitas

Lingua (лат.) – язык.

Actant (фр. – "действующий") – участник фабулы, над которым производится действие

 

Нетрудно заметить, что фатум и фабула в качестве стартовой смысловой точки имеют функцию.

Но, если в фатуме функция определена (задана) как некое правило, то в фабуле она обретает своё зримое, непосредственно материализованное воплощение.

 

Традиционно фабула определяется как фактическая сторона повествования, выстроенная в хронологическом порядке. Формулировка интуитивно понятна, но не раскрывает сути понятия до конца.

В большей степени представленная дефиниция подпадает под понятие секвенции – последовательности событий.

После нашего разложение мы видим концепт фабулы более отчётливо и по аналогии с фатумом – также как целостное единство.

Итак – определение:

Фабула – это единство предопределённой функции, заданной участникам действия на определённой основе (базис), в определённом месте (топос) самими участниками, производящими (акторы) или претерпевающими (актанты) действие, представляемое посредством языка и обладающее заданным ритмом (базис).

 

Теперь уточним некоторые понятия, встретившиеся в определении.

Отличие актора и актанта наглядно выявится в следующих примерах:

Иван целует Марью.

Иван совершает действие, и он актор. Марья претерпевает действие (она не целует, но – целуема), Марья – актант.

Если в следующую секунду Марья даёт пощёчину Ивану, то Акт-Роли персонажей, соответственно, меняются. Теперь Марья становится актором (бьёт), а Иван – актантом (получает удар – претерпевает действие).

Инверсия Акт-Ролей является основным механизмом истории и историй.

В "большой" истории" подобная инверсия рассматривалась Гегелем в теме раба и господина, которые со временем меняются местами. Строчка интернационала "кто был ничем, тот станет всем", разумеется, выросла из почвы, удобренной Гегелем. И, если, как в булевой алгебре, "ничто" принять за 0, а "всё" за 1, то строчка песни как раз и описывает смену полярности функции: 0→1. Вилфредо Парето в своей теории ротации элит говорил практически о том же.

В "малых" историях хорошо известна фабула, когда преследователь сам становится на время преследуемым (полицейский, который гонится за злодеем, в какой-то момент и на какое-то время вынужден убегать от злодея – хорошо отработанная канва многих боевиков и детективов).

 

Акт-ролевая инверсия, не смотря на то, что кажется неким скачком, на своём микроструктурном уровне, проходит ряд этапов.

Сначала в системе (актор-актант) возникает некое Переходное Состояние – для глаза зрителя неуловимое, но способное быть ухваченным натренированным взором опытного наблюдателя.

Позаимствуем из кинетической химии значок, указывающий на переходное состояние: ‡ (Dagger) .

Тогда получим наглядную схему:

(Актор*Актант) ‡ ((Актор(Актант)*(Актант)(Актор)) † ((Актант(Актор)*Актор(Актант))

Здесь:

звёздочка * означает взаимодействие,

знак † (Dagger)  - оператор перехода системы в иное состояние (в формулах квантовой механики данный знак ставится при транспонировании матриц с комплексным сопряжением. Говоря простым языком, транспонирование матрицы – это операция, когда строки становятся столбцами, а столбцы матрицы – строками. При акт-ролевых инверсиях происходит нечто подобное – "горизонтальная" позиция актанта становится "вертикалью" актора и наоборот).

 

На этом с акторами, актантами и сменой их ролей пока закончим, потому что это тема отдельного гномона.

И перейдём к языку.

 

Любая фабула рассказывается или показывается. Это очевидно. Она не может нами восприниматься вне языка. Тоже и столь же очевидно.

При этом под языком следует понимать любую знаковую проявленность. Таким образом, мы можем говорить, например, о языке образов, или образного представления (L-образ) и языке вербальном (L-слово) - то есть выражающимся через речь.

Языки способны переходить один в другой: L-образ ↔ L-слово.

Например, изображённый предмет Δ есть образ, выраженный на языке L-образ, который, переходя в язык L-слово, образует ряд смыслов: "треугольник", "греческая буква дельта", "символ стихии огня в алхимии", "символ симметрической разности в теории множеств", "символ изменения, приращения в математическом анализе".

На языке слов мы рассказываем свои истории.

На языке образов наши истории пишутся и снятся.

   18.9.18 (Вт)

Продолжение следует

Вернуться в раздел