Фатумы & Контекстные аббревиатуры

141

Контекстная аббревиатура (КАБ) – это слово, которое имеет общеупотребительное значение, закреплённое в словаре, и одновременно способное рассматриваться как аббревиатура, расшифровка которой раскрывает дополнительные, спрятанные в подтексте, коннотации данного понятия.

КАБ является, скорее, языковой игрой, нежели строгим научным методом, но при определённой сноровке способна давать интересные результаты.

 

Используя инструмент контекстной аббревиатуры, исследуем понятие "Фатум", которое в Онтоаналитике патосов является одним из базовых.

 

Словарное определение:

Fatum – 1) слово богов, 2) рок, судьба; удел, участь

Fatuor – быть вдохновенным, пророчествовать

Fatus – 1) судьба, участь, 2) предсказание, гороскоп

Теперь применяем КАБ-метод:

FATUM

 

Functio (лат.) – Функция

Actor (лат.) – Актор – действующий персонаж

Tελος (греч.) – Телеология – цель

Uniformitas – Единообразие - Унификация

Modificatio - Установление меры, определение размера; деление на ритмические части.

 

Мы получили базовый набор значений понятия "Фатум", изначальную матрицу его денотата. И на основе полученного набора можем вывести определение:

Фатум есть единство функции и актора, сообразованное с определённой целью, представленное как целостное единообразие и способное себя проявлять в модификациях.

 

Разложим определение по пунктам.

Целостное единообразие – Унификация – то, что воспринимается как целостный объект. Под объектом мы мыслим здесь экстенсионал понятия, то есть класс, тип, сорт и т.д.

Пример: вода – "вода вообще, "все воды мира".

Модификация – некое частное проявление, вариация, модус, преходящий признак.

Примеры:

Рябь на воде. Здесь "вода" – U, а рябь – М.

Целая нота "до" в музыкальном произведение. Нота "до" – U, но длительность звука – М.

В нотной грамоте нет точной единицы для измерения длительности. В то же время, принято считать, что средняя длительность целой ноты составляет 4 секунды (раз и – два и – три и – четыре и). Но, поскольку 4 секунды – не канон, то разные исполнители могут держать целую ноту с разной длительностью, предположим, Рихтер 3,8 секунды, а Ван Клиберн – 4,5 сек.

"Тепло". Но, какая температура в градусах по Цельсию соответствует тому, что мы ощущаем как "тепло"? Очевидно, что здесь должен быть задан интервал, пусть от 18 до 24 градусов. Меньше 18-ти – прохладно, больше 24-х – жарко. Тогда температурный интервал [18 – 24] будет модификатором унификатора "тепло".

На указанных примерах мы видим, что модификатор представляет собой или вектор состояний, характерный для того или иного объекта (пример с водой), или количественный интервал значений (нота и температурный режим). И, хотя во всех указанных (и не указанных тоже) случаях интервал вариаций довольно узок (вектор состояний – в конечном итоге, такой же интервал), было бы наивно полагать, что модификатор в комплексе "фатум" играет некую вспомогательную роль – все компоненты комплекса одинаково весомы. Столь же наивно думать, что модификатор существует для того, чтобы жизнь казалась "краше", а каждый актор почувствовал себя "индивидуальным и неповторимым". Каково же предназначение модификатора? Тут самое время вспомнить про стигмы, которые мы рассматривали в предыдущих пунктах соответствующих глав-гномонов. Модификатор как раз и есть пространство знаков, сигналов и символических манифестаций. И одновременно он представляет собой своего рода интерфейс между глубинными структурами судьбы (инплом) и её репрезентированием в поле восприятия субъекта (эксплом).

 

Tελος - Цель. Данное понятие, не смотря на его распространённость и чрезвычайную популярность совсем не однозначно.

В русском языке термин "цель" заимствован из немецкого в XVII в. и имеет значение, близкое к понятию "мишень", "финиш", "точка попадания".

В английском языке существует гораздо более широкий набор слов, соотносящихся с понятием цели: Purpose – цель-намерение, целеустремлённость, воля. Object – цель-направление действия, направление движения. Aim – цель-стремление, прицел, указание. Goal – цель-место назначения. задача. Target – цель-мишень для стрельбы, задание, план. End – цель-финиш, конец. окончание, предел.

 В древнеиндийском языке слово Артха включает в себя ряд понятий, среди которых находится и "цель": "мотив", "причина", "желание", "цель", "способ".

В греческом языке представлению о цели соответствует слово Τελος – "конец", "окончание"; "исполнение"; "исход", "результат"; "решение"; "посвящение (в мистерии)"; "таинство"; "празднество".

Фонетически греческое "телос" схоже не только с русским словом "тело", но и с русским же звучанием "цель": "телос" -> "целос" > "целое", "цель".

Отсюда и подход, называемый телеологическим, предполагает ориентированность на целе-сообразность, то есть на сообразность с целью.

Философское учение, известное как телеология (или иначе – финализм) исходит из предпосылок, согласно которым всё в мире устроено целесообразно, и любые изменения (будь-то природные явления, или действия человека, или исторические события) происходят с целью, предопределённой природой или Богом.

При этом сама телеология (как явление) имеет подразделения:

- антропоцентрическая – исходит из того, что всё существует для человека; 

- метафизическая – исходит из конечной цели, господствующей над всем мировым процессом;    

- трансцендентная – исходит из признания потустороннего целеполагающего Существа, находящегося вне мира;    

- имманентная – полагает, что цель заключена в самих вещах. 

 

По определению В. Даля, цель применительно к психологическому состоянию есть "конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть".

Согласно определению В. Вундта цель есть "представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом".

Мы задачу упростим и сделаем это на простом примере.

Допустим, задана функция: готовить еду.

В таком случае можно и задаться вопросами: для чего? зачем?

Очевидно, что ответов может быть больше одного: 1) чтобы утолить голод, 2) чтобы эту еду продать, 3) чтобы угостить других, 4) чтобы попробовать новое блюдо – не удовлетворения голода ради, но для получения удовольствия, 5) и первое, и второе, и третье, и четвёртое…

 

Собственно говоря, цель здесь можно определить как то, ради чего функция задаётся, это область значений функции – место, где функция реализуется (подобный принцип можно перенести и на булеву алгебру, где функция принимает значения 0 или 1, тем самым, реализуясь в одном из этих значений).

В таком случае Актор становится Медиумом – неким передаточным звеном, посредником  между функцией и значением функции (целью).

То есть: некая Функция Ф мобилизует некоего Актора (Акторов) А для своей реализации в Т.

Подобная схема весьма иллюстративно работает в мифах.

Пример.

Задана функция: быть героем.

Цель (значение функции): победить зло.

Мобилизованный (апплицированный) Актор: Геракл.

Унификатор: совершение подвигов, связанных с риском для жизни.

Модификатор: конкретные 12 подвигов.

На выходе: фатум Геракла.

 

Если мы рассмотрим фатум Прометея, то увидим, что он отличается от фатума Геракла лишь в позиции Модификатора.

Очевидно, что фатум Башмачкина Акакия Акакиевича будет отличаться от двух предыдущих фатумов по всем пунктам.

То есть, фатумы классифицируются.

И самая явная основа классификации фатумов – это классификация по функциям, ибо именно функция представляет собой онтологически предопределяющий оператор. Для понимания этого достаточно сравнить две функции – "быть героем" (Геракл, Прометей) и "быть маленьким человеком" (Башмачкин).

 

С другой стороны, фатумы могут (и должны) рассматриваться относительно масштабов и контекстов.

Если речь идёт о жизни в целом, то мы говорим о некоем "большом", интегральном Фатуме. Условимся его обозначать заглавными буквами: ФАТУМ.

Но у каждого периода жизни есть свой локальный, маленький фатум. Обозначим его строчными буквами: фатум.

Поясним на примере.

ФАТУМ (быть писателем)

фатум (в такие-то годы своей жизни написать такое-то произведение).

 

ФАТУМ (быть Львом Толстым)

фатум (1873 – 1877 – написать роман "Анна Каренина").

 

ФАТУМ (быть шизофреником)

фатум (в 18 лет пережить первый приступ болезни и попасть в психиатрическую больницу).

 

ФАТУМ (быть великим поэтом и шизофреником) = Гёльдерлин

 

Очевидно, что ФАТУМ = Σ (фатум1, фатум 2… фатум n)

Если фатумы рассматривать как производные функции, то получится:

ФАТУМ = ∫∫∫ (фатум1 фатум 2… фатум n)

      (здесь знак тройного интеграла указывает на то, что ФАТУМ мыслится в категории пространства).


17.9.18 (Пн)

 

Продолжение следует

Вернуться в раздел