Онтоаналитика патосов. Отступление в семантику

123.

В предыдущем разделе мы в одном списке свели понятия функция, архетип, символ.

Они не тождественны, но взаимопереплетаемы.

На основе вышеприведённых исчислений мы можем представить себе и три человеческие

онто-роли:

Актор – Функционер – человек, реализующий функции, которые ему заданы и предзаданы.

Актор – Функция – человек-функция – эмиссар, миссионер, пассионарий, харизматик.

Актор – Миссия – аватар (в переводе с санскрита аватар – воплощение божества в человеческом теле).

Акторы-Миссии известны. О них написано в священных книгах. Хотя, кто знает, может, заурядный и невзрачный прохожий, которого я задел плечом сегодня утром, тоже – Бог, Бог-инкогнито, переодетый, как Гарун-аль-Рашид… кто знает… Как любил говорить Альбер Эйнштейн, "Бог изощрён".

Или другой прохожий – меня задевший, или на ногу наступивший, тот, про кого в сердцах я воскликнул – "ну что за Лох"! А, вдруг, не Лох, а Бог?... Кто знает…

Или, возможно, тот, которого я бесцеремонно "подрезал" вчера – эмиссар (разумеется, тоже прикинувшийся)…

Тут поневоле задумаешься – поаккуратнее надо с людьми, поаккуратнее. А, то по неведению своему, обложишь ещё Илию, или Еноха…

Если Акторы-Миссии в настоящее время не вычислимы, то Акторы-Функции могут быть выявлены, опознаны и идентифицированы.

Хотелось бы водить дружбу с махатмой. Даже простое знакомство с ним – великая удача (я знаю, однажды довелось).

Но сначала – отступление в семантику.

 

124.

АРХЕТИП – это универсальный прототип.

Он внеличностен, доличностен, дологичен, довербален, добиографичен, не формируется жизненным опытом, хотя и управляет последним. Также не зависит от конкретного времени, этноса, морали, культуральных установок. Поэтому он вне-историчен, над-историчен.

Первообраз – Протоэйдос (первичная идея) – Образец – Матрица – Схема – Чертеж - в соответствии с чем осуществляется строительство и воплощение последующих форм и представляет собой Архетип.

Архетипы локализуются в коллективном бессознательном и оттуда проецируются на все сферы нашего опыта.

Коллективное бессознательное – структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные программы. "Коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человеческой эволюции, рождаемое каждый раз заново в мозговой структуре отдельного человека". (C.G. Yung. Collected Works).

 

Историческим автором термина Архетип является Филон Александрийский.

Идею, близкую по смыслу идее Архетипа высказывал о. Павел Флоренский

Развитую теорию архетипов представил Карл Юнг.

Теория архетипов Юнга прошла через три стадии развития.

В 1912 году Юнг писал об изначальных образах, выявленных им в бессознательной жизни – как своих пациентов, так и своей собственной. Эти образы совпадали с повсеместными и повторяющимися на протяжении всей истории мотивами, обладающими универсальным характером.

В 1917 году он выделял безличностные доминанты, или узловые точки в психике, которые притягивают энергию и влияют на личные действия.

Само понятие архетипа, введенное Юнгом в 1919 году, может быть воспринято более осознанно и четко, если рассмотреть его в нескольких позициях, сопряженных, например, с данными генетики, биологии и нейрологии.

Так, например, чтобы мы ни говорили об индивидуальном разнообразии человеческих существ, все мы имеем одинаковый мозг и телесную структуру, и, следовательно, мы как бы обобщены единой тенденцией функционировать сходным образом.

Такие проявления Реальности как рождение, половое созревание, вступление в брак, смерть представляют сходный опыт для всех людей. Это модели, которые передаются по наследству и представляют собой конкретные, устойчивые схемы нашей жизни. Поэтому мы можем говорить об архетипе как об унаследованной предрасположенности.

Подобная предрасположенность имеет свойство повторяться и воспроизводиться в течение миллионов лет, и тем самым, индуцировать структурный психический фон, организующийся в виде определенной схемы и образующий систему обратной связи между архетипом и опытом – повторяющийся опыт создает устойчивые структуры, которые, становясь структурами архетипичными, начинают оказывать влияние на опыт, обуславливая его моделирование в соответствии с уже сформировавшейся схемой.

В данной связи Юнг говорит об архетипе как о "системе готовности к действию". Если проводить аналогию с животным миром, то у представителей последнего наблюдаются "механизмы разрядки", обусловленные внеличностным инстинктом. Юнг изначально соотносил понятие архетипа и инстинкта в плане выполнения ими сходных функций, снимая разделение между "биологическим" и "психологическим". Ведь по сути своей инстинкт и представляет собой ВМР – Врожденный Механизм Разрядки. Однако, подобная схема вполне применима и к людям, особенно в детстве. Наше поведение как бы "высвобождается", сообразуясь с врожденной системой восприятия и реагирования. При этом ВМР связывается с генетически заданной предрасположенностью реагировать на основные стимулы, такие как родители, смерть, противоположный пол и т.д., свидетельствуя о наличии некой универсальной поведенческой системы выживания и приспособления к окружению. В таком случае архетип становится конкретным нейрологическим центром, координирующим репертуар нашего поведения.

По словам Эрнеста Росси "понятие "архетип" и родственные ему "символ" и "коллективное бессознательное" могут быть тесно связаны с образной системой, моделями "гештальт" и видеопространственными представлениями, характерными для функционирования правого полушария".

С другой стороны, Юнг, выстраивая свою теорию Унитарной Вселенной, ввел понятие психоидного бессознательного - первичной упорядочивающей структуры, недоступной сознанию, но, тем не менее, такой, которая обладает "знанием" относительно выживания и судьбы. В этом плане хорошо известно высказывание Юнга о том, что подобно тому, как углерод человеческого тела является просто углеродом, психе на самом глубоком уровне своего существования является просто бытием.

 

125.

Пожалуй, ни один другой термин не вызывал самых обширных и произвольных толкований, как архетип.

Люди, далёкие от аналитической психологии, путают архетип с архетипическим образом, но сам Юнг настаивал на некорректности такого смешения.

С философской точки зрения воззрения Юнга можно определить как неокантианский структурализм, в чём он оказывается близок к Фрейду, который называл "филогенетическими схемами" то, что Юнг называл архетипами и полагал, что эдипов комплекс "был архетипом".

Само же понятие Схема как активный операциональный термин появляется у Канта, который трактовался им в качестве посредника между абстрактной категорией и чувственно-наглядным образом.

Фрейд ссылался на Канта, когда говорил, что филогенетические схемы сравнимы с "философскими категориями", поскольку они заняты "размещением впечатлений, производных от реального опыта".

Так же прямо говорил и Юнг о том, что архетипы "подобны кантианским категориям" ("Вотан").

В другой работе ("Йога и запад") Юнг заявлял, что архетипы являются "категориями", аналогичными логическим категориям, которые присутствуют в базисных постулатах относительно реальности всегда и везде, кроме того, что они являются "категориями воображения".

То есть, в известном смысле АРХЕТИП = ЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

 

126.

В философии КАТЕГОРИЯ (от греч. kategoria – высказывание, обвинение, признак) – представляет собой "родовое понятие" (по Канту), от которого происходят остальные понятия.

В логике смысл данного термина идентичен: категория – это предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде.

Характеристики особенностей категорий задаются, опираясь на операцию обобщения понятий.

Но, чтобы произвести подобную операцию, есть смысл определиться с тем, что такое – понятие.

ПОНЯТИЕ есть форма мышления, в которой фиксируются существенные признаки (атрибуты) предмета. 

СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК (АТРИБУТ) – такой признак, который определяет качественную специфику тех или иных предметов и отличающий данный предмет от всех остальных.

Например, существенными признаками понятия "Дерево" будут такие признаки как: корень, ствол, крона. Листва при этом не окажется существенным признаком, поскольку есть ещё и хвойные деревья.

Существенные признаки понятия "стул" раскроются в таких свойствах как "быть предметом мебели, предназначенным для сидения" и "иметь ножки, сидение, и спинку". Этими свойствами, выявляющими предназначение стула и его строение, обладает каждый стул и не обладает никакой другой предмет. Если из представленного набора, характеризующего понятие "стул", убрать, скажем, спинку, то получится уже другое понятие – "табурет".

В реляционной алгебре (инфологической модели) существенный признак называется ключевым атрибутом, или просто – КЛЮЧ.

АТРИБУТЫ – это наиболее общие, фундаментальные характеристики чего-либо, которые следует отличать от МОДУСОВ – частных, конкретных свойств, проявляющихся в данной ситуации.

К примеру, атрибутом сахара является его сладость и соответствующие физико-химические характеристики, а его модусы – форма существования или в виде рафинада, или в виде песка; цвет – белый или коричневый и т.д.

 

Примеры:

Ключ понятия "квадрат" составляет сумма признаков "четырёхугольность, равносторонность, равноугольность".

При этом размеры представленных на рисунке фигур ключевыми признаками не являются, поскольку "сущность квадрата" остаётся независящей от такой характеристики как его величина. В отношении данного рисунка можно сказать, что он представляет один квадрат в его трёх модусах.

Если квадрат закрасить, предположим, чёрным цветом, то он от этого не перестаёт быть квадратом. Стало быть, в данной ситуации цвет фигуры с точки зрения её геометрической формы также является модусом, но не атрибутом.

 

КЛЮЧ (Дерево) = {корень, ствол, крона}.

КЛЮЧ  (Квадрат) = {четырёхугольность, равносторонность, равноугольность}.

КЛЮЧ  (Стул) = {предмет мебели, ножки, сиденье, спинка}.

КЛЮЧ (Студент) = {учёба, высшее учебное заведение}.

 

Каждое понятие имеет содержание и объём.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ есть совокупность свойств, которыми обладают все предметы, обозначаемые данным понятием, и только они. Иными словами, содержание понятия есть ключ понятия, то есть набор его существенных признаков.

Приведённые примеры с деревом, квадратом, стулом выявляют как раз содержание этих понятий.

ОБЪЁМ понятия представляет собой множество предметов, которые обладают одинаковыми существенными признаками. Такое множество образует КЛАСС понятия.

Соответственно, классом понятия "дерево" будут вообще все деревья; в класс понятия "квадрат" войдут все, абсолютно все квадраты.

Так, представленные на следующей картинке три квадратных фигуры, независимо от разницы в размерах и толщины периметра, являются представителями одного класса – класса квадратов.

                                   

Наличие в понятии (имени) содержание и объёма даёт возможность производить такие логические операции с понятиями (именами) как обобщение и ограничение понятия.

ОБОБЩЕНИЕ – логическая операция, которая позволяет перейти от понятия с большим содержанием и меньшим объёмом к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием.

Пример обобщения иллюстрируется простым алгоритмом, предполагающим отсечение частных, индивидуальных (в семантике их также называют дифференциальными) признаков к признакам интегральным (общим, типовым):

Александр Сергеевич Пушкин → Российский поэт XIX века → Российский поэт → Поэт → Литератор → Деятель культуры → Человек.

Или:

Берёза → Дерево → Растение.

 

Каждое последующее понятие в процессе обобщения по отношению к предыдущему понятию в традиционной логике называется РОДОВЫМ. Предыдущее понятие называется ВИДОВЫМ. А между обоими такими понятиями складываются так называемые РОДО-ВИДОВЫЕотношения.

Например, понятие "поэт" оказывается родовым по отношению к понятию "российский поэт", которое, в свою очередь является видовым по отношению к понятию "поэт". Понятие "четырёхугольник" является родовым понятием по отношению к понятию "квадрат", а понятие "квадрат" является видовым понятием по отношению к понятию "четырёхугольник".

Легко увидеть, что во время операции обобщения движение смыслов идёт за счёт удаления видообразующих признаков.

У обобщения понятия существует свой предел, и таким пределом для обобщения является универсальная категория.

В примере "Пушкин … Российский поэт… Поэт… Человек" в качестве категории выступает понятие "человек".

"Берёза" относится к категории "Растение".

Таким образом, мы видим, что к категории относятся предельно широкие по своему объёму понятия.

Как правило, категориями являются философские понятия – "бытие", "сущность", "качество, "количество", "сознание", "материя".

Вместе с тем, каждая конкретная наука обладает своей системой категорий. В логике, например, это – суждение, умозаключение, индукция, дедукция и т.д.

 

ОГРАНИЧЕНИЕ понятия – логическая операция, которая заключается в переходе от понятия с большим объёмом и меньшим содержанием к понятию с меньшим объёмом и большим содержанием. Если мы возьмём предыдущий пример и прочитаем представленный ряд в обратном порядке, то получим иллюстрацию ограничения:

Человек → Деятель культуры → Литератор → Поэт → Российский поэт →  Российский поэт XIX века →  Александр Сергеевич Пушкин.

Растение →  Дерево →  Берёза.

В процессе ограничения понятия движение смыслов осуществляется за счёт прибавления видообразующих признаков.

Пределом ограничения понятия будет единичное понятие, или – индивид.

Нетрудно увидеть, что между объёмом и содержанием понятия существует обратная пропорция: чем больше объём, тем меньше содержание, и наоборот.


 

127.

Основателем учения о категориях был Аристотель. С него и начнём.

Аристотель выделял 10 категорий:

Сущность – Кто? Что?

Substantia

Количество – Сколько?

Quantitas

Качество – Какой?

Qualitas

Отношение – В отношении чего?

Relatio

Место – Где?

Ubi

Время – Когда?

Quando

Положение – "Находиться"

Situs

Обладание - Иметь(ся)

Habitus

Действие – "Делать"

Actio

Претерпевание – "Претерпевать"

Passio

 

Платон указывает на 4 категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость.

Схоласты, которые называли категории предикаментами, насчитывали 6 категорий: бытие (сущность), качество, количество, движение (изменение), отношение, обладание (Habitus).

Декарт и Локк различали 3 категории: субстанция, состояние (модус), отношение.

Кант систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в каждой:

 

1

2

3

Категория количества

Предикат выражает объём Субъекта

Единство

S  находится под своим P как единичный экземпляр

Множественность

S находится под Р как часть рода

Всеобщность

S находится под Р как целый род

Категория Качества

Предикат выражает признак, входящий в содержание Субъекта

Реальность

"А есть В" - утверждается наличие некоторого признака

 

 

 

Отрицание

"А не есть В" - отрицается наличие некоторого признака

 

 

 

Ограничение

"А есть не В" – признак исключается так, что за субъектом остаются всякие другие признаки, кроме этого

Категория Отношения

Предикат и Субъект соотносятся определённым образом

Субстанция и Принадлежность

P безусловно принадлежит S

 

 

Причина и

Действие –

 "если есть А, то есть и В"

S указывается как условие P

 

 

 

 

Взаимодействие или Общение –

"А есть или В1 или В2"

P представляется разделённым на несколько видов, через один из которых связывается с ним S

Категория Модальности

Предикат и Субъект имеют силу связи

Возможность

 

"А может быть В"

Действительность или Существование

"А есть В" –

Необходимость

 

"А должно быть В"

 

 

Знаком S в таблице обозначен Субъект, знаком P обозначен Предикат.

ПРЕДИКАТ – это то, что утверждается или отрицается по отношению к субъекту. Например, в суждении "все люди смертны", "смертны" – это предикат.

 

128.

В лингвистическом смысле категория может быть определена как множество слов, объединённых вместе по тому или иному признаку.

Так, набор понятий {дом, хижина, берлога, землянка, дворец, логово, обиталище, обитель} интегрируются в категорию "Жильё".

Интеграция происходит по ключевому признаку "обитаемое место, где живут люди" (определение взято из Толкового словаря русского языка С.И Ожегова).

Соответственно, возможна и обратная процедура – дифференциации:

Жилье = {дом, хижина, берлога, землянка, дворец, логово, обиталище, обитель}.

 Разбирая лингвистический и формально-семантический аспект категорий, мы принципиально ничего не меняем по сравнению с логическим подходом, кроме применения новых терминов, хотя и добавляем ряд интересных нюансов, которые в классической логике не акцентируются (например, правило семантики, о котором речь пойдёт ниже).

Появившиеся новые слова "гипероним" и "гипоним" являются терминами семантики, предложенные Дж. Лайонзом.

ГИПЕРОНИМ соответствует родовому понятию, ГИПОНИМ - видовому.

В наших примерах в отношении гипонимии находятся: "квадрат – четырёхугольник", "российский поэт – поэт", "берёза – дерево".

Гиперонимия выглядит как обратное соотношение: "четырёхугольник – квадрат", "поэт – российский поэт".

У одного гиперонима существует центрированный ряд гипонимов:

 Фрукт = {яблоко, груша, апельсин, абрикос}.

Дерево = {берёза, сосна, пальма, кипарис}.

Четырёхугольник = {ромб, квадрат, параллелограмм, трапеция}

Слова, имеющие один гипероним, называются когипонимами или согипонимами.

В свою очередь, гипоним одной пары может быть гиперонимом для других слов, в результате чего на множестве слов-понятий устанавливаются иерархические сети., например, следующего вида:

 

 

Животное

Существо

 

Человек

Собака

Кошка

Лошадь

Тигр

 

-Овчарка

- Такса

- Бульдог

- Терьер

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

 

Из схемы видно, что понятие "Животное" будет гиперонимом для собаки, кошки, лошади, тигра, но гипонимом – для понятия "Существо". Сами же "собака", "кошка", "лошадь", "тигр" – это когипонимы гиперонима "Животное".

На основе родо-видовых отношений выстраиваются эндоцентрические ряды – цепочки понятий, в которых каждое следующее слово является гипонимом по отношению к предыдущему слову и гиперонимом по отношению к последующему. Например, приведённую выше иерархическую сеть можно представить в виде эндоцентрического ряда: <Существо – Животное – Собака – Такса>. Очевидно, что понятие "Существо" является категорией.

Из представленных рядов нетрудно увидеть, что родовое понятие (гипероним) включает в себя видовое понятие (гипоним). Введя символический синтаксис, выразим мысль компактно и более наглядно:

Hyper > Hypo

Hyper – гипероним

Hypo - гипоним

> - знак включения

 

129.

Следующие понятия, которые заменили термины "содержание" и "объём" – ИНТЕНСИОНАЛ и ЭКСТЕНСИОНАЛ.

ИНТЕНСИОНАЛ – это СОДЕРЖАНИЕ понятия, т.е. совокупность качественных признаков, зафиксированных в понятии. Например, интенсионалом понятия "Дерево" будет набор признаков: корень, ствол, ветви.

ЭКСТЕНСИОНАЛ – это ОБЪЁМ понятия, его количественный параметр, представляющий собой множество всех предметов, обладающих одним и тем же набором признаков, то есть класс. Экстенсионалом понятия "Дерево" будет класс деревьев вообще, множество всех деревьев со всеми их разновидностями (ели, сосны, берёзы и т.д.).

 

Одно из важнейших правил семантики выражает следующую мысль:

Экстенсионал гиперонима включает в себя экстенсионал гипонима.

Интенсионал гипонима включает в себя интенсионал гиперонима.

 

В символической записи:

ext (Hyper) > ext (hypo)

int (hypo) > int (Hyper)

 

Первое выражение воспринимается достаточно легко.

 Действительно, в паре понятий "Собака – Такса", "Собака" будучи понятием с большим объёмом, чем "Такса", включает, вмещает в себя последнее. Вспомним, что объём понятия есть количественная характеристика понятия. Очевидным является то, что всех, вообще всех собак на земле больше, чем всех, вообще всех такс на земле. Иными словами, множество такс есть подмножество множества собак.

Говоря языком теории множеств – "множество всех такс на земле является подмножеством множества всех собак на земле".

Собственно, мысль о том, что Большее включает в себя Меньшее, тривиальна.

Но второе выражение, смысл которого сводится к тому, что Меньшее включает в себя Большее, кажется менее очевидной. На языке теоретико-множественных отношений подобная мысль прозвучит так:

множество всех собак есть подмножество множества такс.

На деле она объясняется довольно просто.

Сравним две формулировки:

1) Такса – это такая собака, которая…       

2) Собака – это такая такса, которая…

Первая фраза звучит более адекватно. Но именно она соответствует формуле

int (hypo) > int (Hyper).

И очевидность её раскроется полностью, если я сделаю заявление, что "признаки моей таксы включают в себя все собачьи признаки плюс индивидуальные признаки моей таксы".

 

Здесь интересный нюанс заключается в том, что "строгое" правило лингвистической семантики согласуется с одной из базовых идей мистицизма, хотя, и выраженных в различных вариациях, но передающих одну мысль:

"Человек включает в себя весь Мир"

"Адам – это всё человечество"

"Микрокосм включает в себя Макрокосм".

Биогенетический закон – "онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое повторение филогенеза (развитие всего вида, к которому принадлежит индивид)" является также выражением указанного правила.

Сюда же относится и гениальный поэтический афоризм Уильяма Блейка:

"В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка.

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка".

 

130.

Таким образом, архетип объединяет в себе логику и мистику, поэзию и "математику".

В изречении Блейка, однако, определяются не только родо-видовые соотношения (песчинка – мир), но и отношения "часть – целое", которые определяются термином Меронимия.

МЕРОНИМИЯ – это отношение части и целого.

В таком отношении, например, находятся понятия: лицо: ухо, нос, глаз и т.д.

Данное отношение формально напоминает отношение гипонимии, но их не следует путать в виду их принципиального логического различия. Гипонимия предполагает ограничение понятие по принципу родо-видового подчинения, меронимия же имеет дело с элементами понятий.

Например, понятие "здание" можно последовательно ограничить до понятий "дом", "дом возле леса", и в этом случае видовое понятие (гипоним) способно быть выражено через родовое (гипероним): "всякий дом возле леса есть здание", "всякий дом есть здание".

При меронимии понятие расчленяется на элементы: стены, крыша, окно и т.д., и формулировка "всякое окно есть здание" логически не верна.

Для слов, вступающих в отношении меронимии, характерен диагностический контекст: "Х – часть Y". Например, колесо – часть машины, рука – часть организма, дом – часть города.

Меронимы делятся на две группы – МАКРОНИМЫ и МИКРОНИМЫ.

Макронимом называется понятие, которое по отношению к данному понятию является целым.

Микронимом данного понятия будет понятие, выражающее его часть.

Тогда в отношении понятия "дом" макронимом окажется "город", а микронимом – "дверь".

 

Знаменитый палеонтологический приём, позволивший некогда по одной косточке реконструировать облик целого мамонта, основан как раз на меронимии. Очевидно, что этот же принцип лежит в основе дедуктивного метода Шерлока Холмса. Но на меронимических отношениях выстроена и вся архитектоника символизма, равно как и мистического мировоззрения.

Если обратиться к стиху Блейка, то связка песчинка – мир трактуется все жё естественней как "часть – целое", нежели чем "вид – род", хотя и последнее рассмотрение можно принять как имеющее основание.

 

Вместе с тем, в обоих случаях – и в операции обобщения понятия (гиперонимизации), и при движении мысли от части к целому (макронимизации) мы используем один и тот же приём – переход от Меньшего к Большему, от Малого к Громадному, от Микро к Макро.

И само по себе это действие мышления, заключающееся в движении ОТ → К (где "от" и "к" представляют собой полярности, антитезы: малое – большое, низкое – высокое, первое – последнее, тёмное – светлое…),  и обратно - можно назвать категорией. А подкатегориями такого движения, соответственно, выступят родо-видовые отношения и отношения части и целого.

Обозначим "движение вверх", "подъём" термином АНАБАЗИС . Слово является прямым переводом древнегреческого Anabasis - восхождение".

Тогда КАТАБАЗИС (от древнегреческого Katabasis – (нисхождение, сход, спуск),  соответственно, будет обозначать "движение вниз".

Таким образом, Анабазис объединяет в себе обе процедуры: обобщение понятия и переход от части к целому, равно как Катабазис обобщает операции, обратные первым двум – ограничению и переходу от целого к части.

 

Упражнение 9. "Практика анабазиса и катабазиса"

Выполняя анабазис, сознание расширяется, уходит от частностей, выходит к состоянию более мета-физического и философского порядка, переходит в некую Над-систему, где способно создать новые видения и постижения.

Причём, соединяя категории разных уровней между собой, мы обретаем способность создавать новые, нетривиальные понятия, способные инициировать переход сознания в более продуктивное и креативное состояние.

Проведём операции анабазиса и катабазиса в отношении понятия  "дом".

 

                                                           

 

 

 

 

 

Бытие

 

 

 

Мир↓

 

 

Строение

        ↓

 

Здание→→→→

→→→→→

Миро-Здание

Дом  →→→→→→→→→→→→→→→→→→→→     Дом Бытия                                                                                

 

На примере приведённой схемы, если мы соединим понятия нижнего и верхнего уровня, то получим хорошо известные (но некогда возникшие как откровения) метафоры: "Дом Бытия". Соединив "Здание" с "Миром", получим "Мироздание".

При переходе вниз (катабазис) мы получаем метафоры наподобие "Бытие в моём доме ", "Космос моего кабинета" (кабинет – микроним понятия "дом", космос – синоним понятия "мир") и т.д.

 

При совмещении анабазиса и катабазиса (при операции ↑↓) сознание входит в состояние Холодинамического понимания. Назовём такое состояние – Катаноэзис. С одной стороны в данном слове прочитываются и прослушиваются Ана- и Ката- , составляющую основу слов анабазис и катабазис, с другой стороны само слово имеет аутентичное значение – Katanoesis (др.-греч.) - "понимание". Поскольку речь здесь идёт не о "бытовом", тривиальном понимании, но о понимании – как постижении, раскрытии нового в соотношении известных элементов, то катаноэзис следует воспринимать как переживание, близкое к гнозису – пониманию-познанию.

В мистицизме такое понимание называют "расширением сознания".

 

Сказанного пока достаточно, чтобы проявить первый контур Актора-Функции.

Эмиссар – это человек Экстенсионала, Гиперонима и Макронима.

Что совпадает с признанием, упомянутым уже нами Альберта Эйнштейна: "Лично меня интересуют лишь мысли Бога, всё остальное – детали".

 

4.9.18 (Вт)

Продолжение следует

Вернуться в раздел