Онтоаналититка патосов. Карма-гнозис 6

94.
В лингвистике и когнитивной психологии понятие СКРИПТ активно существует с тех пор, как его ввёл Роджер Шенк, понимая под скриптом определённую схему, по которой организуется информация о неком явлении, событии.
Большинство скриптов усваивается в детстве – в результате прямого опыта или сопереживания при наблюдении за другими людьми - как структуры данных, удобные для заключений, осуществляемых в ходе реконструирования причинно-следственных отношений, лежащих в основе какого-либо повествования. Так, например, рассказ о походе в ресторан представляется как указатель скрипта "ресторан". Соответственно, такие понятия как "официант", "меню", "блюда" входят в данный скрипт.
Базовыми единицами скрипта являются СЦЕНЫ, они же и базовые единицы памяти.
Таким образом, скрипты получаются, когда сообщается об одном событии – представляемом в виде сцены, после чего на данный рассказ накладывается другое повествование, связывая сцены между собой.
Продолжим пример с рестораном:
Некто (Клиент) вошёл в зал ресторана. – Это одна сцена.
Появился официант. – Другая сцена.
Официант подошёл к клиенту. – Третья сцена.
Клиент делает заказ. – Четвёртая сцена.
И так далее.
То, что мы сейчас разбили на ряд сцен, в восприятии организуется в единую целостную схему, некий фрагмент пьесы, который и есть скрипт.
По ходу пьесы разные её участники играют заранее заданные роли:
Некто клиент – играет роль клиента.
Официант – играет роль официанта.
Блюдо… играет роль блюда.

95.
В буддийской психологии (Абхидхамма, в частности) каждой роли, которую играют Агенты Скрипта (или Акторы) приписали бы понятие – Дхарма.
ДХАРМЫ представляет собой индивидуализированные атомарные события, составляющие опыт живых существ и конституирующие их существование. В определённом смысле их можно помыслить и через понятие функции, равно как и атрибутивного признака (Васубандху определяет дхарму как то, что "несёт свой собственный признак") той или иной вещи. Например, есть дхарма зерна, дхарма света, дхарма воды. Взаимодействуя между собой, эти дхармы обусловливают возникновение дхармы ростка. И – "кто видит дхарму, тот видит доктрину взаимозависимого возникновения" (формула Будды).
В более обобщённом смысле (что и сделали другие философские школы), в содержание термина "дхарма" можно ввести такие понятия как – долг, необходимость, предназначенность – разумеется, в их эссенциальном аспекте, то есть аспекте, очищенном от моральных или идеологических коннотаций. В таком случае мы получаем "сублимированную" деонтическую модальность (модальность долженствования), где "зерно должно быть зерном" и в силу данного долженствования оно не может быть не зерном, то есть зерно никак не может быть ни ростком, ни ветром – в виду того, что оно должно быть зерном и только зерном. В этом его – необходимость, долг, предназначенность, дхарма.
В Мимансе-сутре так и говорится: "Дхарма – это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием".

Мы же позволим себе немного поиграть смыслами:
где дхарма, там карма,
где карма, там дхарма,
нет кармы без дхармы,
нет дхармы без кармы.

Жизнь есть поток
мерцающих дхарм.
Так её воспринимая,
мы плавно и легко уходим от отягчающих карм.

21.7.18 (Сб)

Продолжение следует

Вернуться в раздел