Гномон. "Теория неврозов". (Продолжение). Negredo

46.
Карл Юнг увидел параллель между Алхимическим деланием и внутренней работой души (душе присуща и внешняя работа, что очевидно, посему выражение "внутренняя работа души" не содержит в себе тавтологии). С точки зрения Юнга алхимик проходит определённые этапы трансформации и достигает Самости (Self), что на языке алхимии формулируется как получение Философского Камня (Lapis Philosophorum).
Таким образом, получается, что "Я" человека есть его скрытый алхимик.
Кратко и общим наброском можно выделить три основных этапа Делания – как трансформационного процесса (хотя схема Опуса куда более разветвлена и сложна, но в данном случае мы ограничимся тремя базовыми позициями, сконцентрировав внимание лишь на одной).

1. ЧЁРНЫЙ ТРУД.
Традиция: Почернение (Melanosis, Nеgredo).
Сатурническая меланхолия. Кальцинация (превращение в пепел, обугливание жидкости). Разрушение и гниение материальных элементов.
Символы: Чёрный Ворон, Могила, Череп, Труп, Скелет. Сатурн.
Символ-Металл: Свинец – Плюмбум (лат.), Молибдос (греч.)
Психологическая  параллель: Депрессивная позиция - "Смерть для мира". Сознание отделяется от чувств. "Ночь Души". "Спуск в пучину, в пропасть".  
2. БЕЛЫЙ ТРУД.
Традиция: Побеление (Leucosis, Albedo). Очищение, Сублимация.
Символы: Лебедь. Юпитер.
Символ-Металл: Серебро – Аргентум (лат.), Аргирион (греч.)
Психологическая параллель: Чувство освобождённости. Возрождение, при котором проявляются зачатки нового сознания. Душевная "просветлённость"
3. КРАСНЫЙ ТРУД.
Традиция: Покраснение (Iosis, Rubedo) – сияние Духа. Король, выходящий из Философского Яйца и окружённый светящимися лучами, в короне и красной накидке. Философское яйцо разбивается, и из него извлекается красная материя – Философский Камень (Алхимический Азот). Далее – ферментация, брожение: красная масса смешивается с расплавленным золотом.
Символы: Сияющее солнце, Король, Золото
Символ-Металл: Золото – Аурум (лат.), Хризос (греч.)
Психологическая интерпретация: обретение Самости – центра личности.

В алхимической традиции существует также термин – Materia Prima – Первичная Материя – загадочная субстанция, в трудах адептов и мастеров Сакральной науки описывающаяся через образные ряды, насыщенные метафорами и туманными аллюзиями.
Мы рассмотрим Приму Материю (ПМ) как – Примат Материи, акцент на материальной стороне жизни, то есть – сущем, существующем, явленном. Отсюда становится очевидным, что состояние ПМ есть обычное состояние Homo Vulgaris – состояние нормостеника, погружённого в "человеческое, слишком человеческое" и сосредотачивающего фокус своих смыслов и помыслов лишь на вещественных, предметных аспектах жизни, где в приоритете быта происходит, по выражению Хайдеггера, "забвение бытия".
Не смотря на то, что приведённая трактовка может показаться "вольностью" (хотя, любая интерпретация в некоторой степени есть "вольность" интерпретатора, ведь, герменевтика – это не математика), тем не менее, она содержит аспект, который вполне может быть согласован и с парадигмами традиционалистской ориентации. Данный аспект заключается в том, что именно Прима Материя подвергается трансмутации с целью преобразования её в конечный продукт – Философский Ляпис (ФЛ).
Но наглядная фактология объективно говорит о том, что на протяжении всей человеческой истории антропомасса, которая и состоит из интегрального объединения Homo Vulgaris, постоянно претерпевает на себе различного рода активные, зачастую катастрофические, воздействия – эпидемии, войны, природные катаклизмы…
Не о том ли изречено и пророком Малахией?:
"Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде". (Мал. 3:1-3).

В сущности говоря, и феномен Силоамской башни нам ничто не мешает увидеть в свете алхимической оптики. Обычные, среднестатистические "примоматериальные" субъекты, которые "не грешнее" остальных, механически (хотя, и в силу промысла) попадают в некий процессор, функционирующий как преобразователь "сырого материала" на входе в некий "сухой остаток" на выходе.

Итак, судьба Прима Материи – любой Прима Материи – от микроба до человека – есть необходимость вовлечения в гигантский процесс переработки, где действуют одинаковые механизмы - и для микробов, и для минералов, и для людей, и для атомов.
И процесс этот всегда идёт в чётко заданном алгоритме: Негредо – Апьбедо – Рубедо.
Посему на вопрос – "можно ли из обычного состояния ПМ сразу перейти в продвинутую стадию Королевского Золота (Хризоса)?" ответ однозначен: нет.

Путь к золоту начинается со свинца. Дорога в королевские чертоги всегда проходит через "долину смертной тени". Что ж, с классикой спорить не будем.
Но здесь мы позволим себе ещё одно отклонение от традиционного толкования того, что называется Негредо. Классическое рассмотрение его предполагает устоявшийся ряд аналогий: чёрное – мрачное – депрессивное. Ряд настолько зафиксированный, что даже в цветовом тесте Люшера выбор чёрного на первых двух позициях трактуется как тревожный сигнал о наличии душевного неблагополучия. Однако: во-первых, неясно, как чёрное корреспондирует с депрессивным и почему оно обязательно должно с ним корреспондировать, во-вторых, символика цвета не универсальна – в некоторых восточных этносах траурным, например, считается белый цвет, в то время, как чёрный никак негативно не коннотирован. Да и традиционный чёрный строгий костюм совсем не является знаком того, что носящий его, пребывает в меланхолии.
Более того, биологически без чёрного, без темноты невозможно развитие жизни. Зерно может произрасти только, будучи захороненным в земле, на открытом свету оно погибнет. Мелатонин – гормон, регулирующий наши циклы, вырабатывается только ночью, опять-таки, в темноте.
Значит, дело не в чёрном – как цвете.
Известно, что алхимики любили шифровать. Понятно, что "чёрный" – это определённый код, цветокод. И он не обязательно должен согласовываться с чем-то угрюмым и зловещим. Есть выражение – "во мраке тайны". Значит, чёрное – это может быть, и таинственное, тайное, сокрытое. Думаю, к месту упомянуть и Дионисия Ареопагита с его "божественным сумраком, который превыше всякого света".
Но если чёрное – не обязательно депрессивное, а депрессивное – не обязательно чёрное (как известно, тоска может быть и "зелёной"), то почему тогда Негредо связано с депрессивной позицией?

17.5.18 (Чт)

Продолжение следует

Вернуться в раздел