Гномон. Теория неврозов. (Продолжение). Трансгрессия (30-32)

30.
Trans (через, сквозь) + Gress (движение) = Движение Сквозь.

"Трансгрессия — это жест, который обращен на предел" (Мишель Фуко),
"Преодоление непреодолимого предела" (Морис Бланшо).
Бланшо добавляет, поясняя своё определение Трансгрессивного импульса, представляющего собой Решение, которое:
"выражает невозможность человека остановиться — ...пронзает мир, завершая себя в потустороннем, где человек вверяет себя какому-нибудь абсолюту (Богу, Бытию, Благу, Вечности), — во всяком случае, изменяя себе, т.е. привычным реалиям обыденного существования".

Мир, в котором существует субъект, всегда имеет пределы, края, границы. Это – предельный мир. За этим миром, соответственно, простирается За-Предельное.
Мир, который проживается субъектом, пределен, о-граничен, задан краями.
Первый мир – В - котором субъект существует, традиционно именуется объективным миром – внешним миром.
Второй мир – Который проживается – традиционно обозначается, как субъективный, так называемый, внутренний.
Взаимодействие Мира внешнего и Мира внутреннего может быть названо Миропроектом.

В символической форме идею границы удобно записывать в виде скобок (которые мы уже ввели ранее, обозначая ими пустое множество).
Рассмотрим примеры:
(): левая скобка – граница слева, "левый горизонт" (если говорить о времени, то это, допустим, прошлое), правая скобка, "правый горизонт" – граница справа (если говорить о времени, то это, допустим, будущее). Между скобками – пробел, "пустота", "ничего" ("ничего" не обязательно "ничто").
(…): между скобками появляются точки, которые в данном случае способны служить своего рода свободными переменным – мы в них можем подставлять любые значения (или смыслы) – ситуации, события, переживания и т.д. В сущности, данная запись и отражает идею мира как такового, независимо от того, "внутренний" он или "внешний" – пределы, внутри которых что-то находится и что-то происходит.

Мир может быть таким: (.)
Мир может быть таким: (………………………………………………………………..)
Но в любом случае, мир – это скобки и то, что заключено между ними.

То, что заключено между скобками есть Поле. Самое очевидное понятие поля (без гештальт-теоретических экскурсов) – это поле зрения. Мы всегда выхватываем зрением некий ограниченный участок реальности – более или менее широкий, но ограниченный. Этот участок и есть поле зрения. И то, что попадает в моё поле зрения, становится доступным моему восприятию.
Даже, если мы закроем глаза и исследуем пространство, которое нам открывается, когда веки наши сомкнуты, мы обнаружим границы нашего внутреннего видения.

Как правило, динамика человеческого существования обусловливается процессом его обучения, что также удобно представить в виде "алгебры скобок":
Сначала моё знание (умение) равно (…)
По мере моего продвижения по пути познания (формирования навыков, самосовершенствования и т.д.) моё знание (умение) становится более мощным "множеством":
(…………………..)
Границы раздвигаются.
Бытовую процедуру смены жилплощади на более метражную, мы также можем представить в виде записи:
(дом) -> ( Д О М ) -> (ДВОРЕЦ) -> (УГОДЬЕ С ДОМАМИ И ДВОРЦАМИ)

Но, как бы широко не раздвигались скобки, скобки всегда остаются.
Впрочем, мистически одарённые люди заявляли о том, что в качестве дома воспринимали Вселенную – даже, находясь на ограниченном, маленьком участке земли:
"… Боже правды моей!
В тесноте Ты давал мне простор." (Пс. 4)
Но такое возможно лишь при совершении Трансгрессионого Шага.

31.
Положение "я" внутри скобок может быть определено символической топологией:
1. (я……..)
2. (….я….)
3. (……..я)

Положения 1 и 3 – это краевые, пограничные положения "я".
Пограничное состояние в психиатрии трактуется как состояние между нормой и патологией. Любое реактивное состояние, возникающее в результате стресса есть, например, пограничное состояние. Но мы расширим рамки данного понятия (не исключая психиатрические коннотации): пограничное состояние – это состояние, которое возникает между мирами, на границе миров. Самое очевидное из них – состояние между бодрствованием и сном, равно, как и в обратную сторону. В природе: сумерки – переходное время между днём и вечером, или, наоборот, между ночью и утром.
Это состояние, когда уже "нет", но ещё "не".
Состояние "на пороге".
Мы пока не знаем ещё на пороге чего – взлёта или обвала, озарения ума или умопомрачения, исцеления или распада, жизни или смерти. В любом случае здесь речь идёт о неком Переходе.
И, если то, что внутри скобок может быть названо – Ход (обыденный Ход вещей, естественный Ход вещей, Ход времени…), то возле самой скобки – Переход (но переход – не как действие, а – как место – наподобие, например, подземного перехода).
В таком случае нам придётся признать, что внутри самой скобки (границы, предела, "экзистенциальной мембраны") существуют некие микрозазоры, микропространства. Представим данную идею в виде схемы – "Структура скобки".
Схема 1. "Структура скобки"

Мир 1                                 Мир 2
(Внешний )                       (Внешний )
               место перехода
(Внутренний)                   (Внутренний)

  Это значит, что подходя к некоему краю своего бытия, его границе, пределу, "мембране", мы имеем три возможности:
1. Отойти от края обратно, ближе к центру – путь ретрогресса. Путь нормостеника, нормотика, homo normalis, homo vulgaris.
2. Отодвинуть край (раздвинуть скобки) – путь прогресса, расширение горизонта.
Путь того-кто-достигает.
3. Перейти через скобку – путь Предельного Перехода. Путь Трансгрессора.
Предельный переход ещё не трансгрессия, но близок к ней.


32.
Предельные минипереходы случаются ежедневно, не один раз на дню, и, как правило, нами не осознаются.
Чтобы пояснить их суть иллюстративно, достаточно воспользоваться хорошо известными примерами из гештальт-психологии.
Возьмём несколько классических картинок.
1. "Ваза Рубина".



Что мы видим – белую вазу на чёрном фоне, или два чёрных профиля на белом фоне? Либо то, либо другое. При разглядывании картинки происходит моментальная "смена кадров" – то, что было Фигурой, становится Фоном, то, что было фоном, становится фигурой. Переключение с образа на образ возникает мгновенно – как скачок, прыжок.

2. "Куб Неккера"



Маленький черный шарик появляется то на переднем плане, то на заднем, то в углу, то в центре.
И здесь те же самые квантовые скачки.


3.


В центре рисунка – буква В или число 13?
Всё зависит от того, читаем мы по горизонтали или по вертикали.

В пункте 31 говорилось о том, что Предельный переход – ещё не трансгрессия, но близок к ней. Выразимся точнее – он является когнитивной составляющей Трансгрессии и представляет собой особенность восприятия в случае осуществления последней.
Сам по себе квантовый скачок восприятия интересен, но он позволяет только посмотреть на некое явление по-другому – что отнюдь немаловажно, но ещё недостаточно для кардинального преобразования жизни. Одним из наиболее распространённых примеров задействования такого скачка из житейской банальной "психотерапии" является пресловутый "наполовину полный, наполовину пустой стакан" с пояснением, что оптимист видит стакан наполовину полным, а пессимист – наполовину пустым и, как естественно разумеющимся, предложением научиться видеть сосуд наполовину наполненным.

  Как тут не вспомнить притчу?
Пессимист видит бесконечный тёмный тоннель.
Оптимист видит свет в конце тоннеля.
Реалист видит надвигающийся поезд.
И только машинист видит трёх идиотов, сидящих на рельсах.


Продолжение следует

Вернуться в раздел